ЦБ РФ спустя два месяца вновь обратил внимание банков на сомнительный характер операций по оплате импорта товаров из Беларуси и Казахстана, когда их оплата производится на счета в иностранных банках за пределами этих стран-членов Таможенного союза.
Ранее сообщалось, что в июне ЦБ опубликовал два письма (N104-Т и N110-Т), в которых рекомендовал кредитным организациям повысить внимание к операциям клиентов, осуществляющих переводы денежных средств по внешнеторговым контрактам, предусматривающим ввоз товаров на территорию РФ с территории Беларуси и Казахстана, как на потенциально связанные с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма и другими противозаконными целями.
При этом регулятор рекомендовал российским банкам направлять в уполномоченные органы информацию обо всех операциях клиентов, осуществляющих операции по таким подозрительным схемам, а информацию о таком клиенте, его контрагентах и заключаемых таким клиентом договорах - в территориальные учреждения ЦБ РФ по месту нахождения кредитной организации.
По оценке ЦБ РФ, российскими резидентами в пользу контрагентов по таким внешнеторговым договорам в 2012 году было переведено более $15 млрд в оплату поставок из Беларуси и около $10 млрд - из Казахстана.
В новом письме N150-Т от 7 августа, опубликованном в среду в "Вестнике Банка России", ЦБ РФ отмечает, что в результате осуществления надзорной деятельности сотрудники ЦБ продолжают выявлять случаи, когда российскими резидентами - клиентами кредитных организаций в рамках внешнеторговых контрактов, заключенных с резидентами третьих стран, не являющихся членами Таможенного союза, осуществляется перевод средств по описанным выше схемам, сообщает Интерфакс.
По оценке Банка России, указанные операции не имеют очевидного экономического смысла и очевидной законной цели.
В связи с этим ЦБ РФ рекомендует кредитным организациям применять положения пункта 11 статьи 7 закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Новая редакция этой статьи, которая вступила в силу с конца июля, предоставляет право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в том случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.