Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Задание на лето 2013. Часть 2

Женщина верит, что дважды два будет пять, если хорошенько поплакать и устроить скандал. (Семейный юмор)

Снова дайте…

В годы второй мировой войны премьер-министр Великобритании У. Черчилль, регулярно выступая в парламенте с анализом хода боевых действий, традиционно выставлял А. Гитлера в роли бездарного псевдополководца, который своими ошибками сам ведет себя в могилу.

У А. Лукашенко, к его счастью, нет такого ярого и непримиримого внешнеполитического врага, как вошедший во всемирную историю британский премьер, но поводов для политического сарказма белорусский президент предоставляет предостаточно. Однако иногда, не будем скрывать, действия главы белорусского государства вызывают чувства жалости.

В частности, именно в таком ключе стоит рассматривать заявление А. Лукашенко на встрече с главами делегаций, участвующих в заседании Совета министров обороны государств СНГ, состоявшегося в середине прошлой неделе в Минске: «Практически сегодня мы создали единую армию, и если не дай Бог что – мы здесь абсолютно едины… мы сотрудничаем уже ни один десяток лет, и никакую независимость здесь не потеряли… Даже если у нас чего-то не хватает и что-то не получается, а вы знаете, что и у России есть проблемы, но мы всегда требуем, чтобы Россия обращала внимание на то, что происходит в Беларуси… Мы просим и требуем от них (России) поставки новых вооружений, именно таких, какие существуют в армии России… Я говорю «требуем», потому что это дает нам право, как равноправному партнеру, с нашими братьями-россиянами действовать в едином ключе… у нас единая оборона, единое оборонное пространство…».

Трудно понять, как можно иметь «единую армию» и при этом сохранить независимость. Это все равно, если переплыть речку и остаться сухим.

В общем, дальше можно и не цитировать, так как и школьнику понятно, что военно-стратегический аспект российско-белорусской интеграции белорусская сторона безнадежно завалила и сейчас пытается судорожно, как говорят японцы, сохранить лицо. Между тем, в большей степени благодаря оборонительной тематике пока и держатся на плаву Союзное государство.

Естественно, официальный Минск никогда не признает то, что белорусская часть внешнего периметра Союзного государства оказалась без прикрытия. Стоит напомнить, что ещё 26 апреля А. Лукашенко пытался утверждать, «что касается авиационной базы, это, может быть, несколько прозвучало как база. Нет, речь, идет о поставке в наши Вооруженные силы (в какой форме, мы будем договариваться – база это будет или мы в существующие белорусские части поставим российские самолеты-истребители), этот вопрос обсуждается».

Понятно, этот вопрос давно не обсуждается и на самом деле речь идет о том, что Россия как раз не готова поставлять Беларуси «новые вооружения», справедливо считая, что если существует «единая оборона» и «единое оборонное пространство», то дешевле и безопаснее контролировать это «пространство» собственными вооруженными силами. В тоже время, хотелось бы понять, что понимает А. Лукашенко под словами «требуем» и какое он хочет видеть в Беларуси «новое» российское оружие – С- 400 «Триумф», крылатую ракету «Гранит», танк Т-90, БМПТ, истребитель Т-50, ОТРК «Искандер», подводные ракетоносцы «Борей» длиной и высотой в минскую улицу Немига или, на худой конец, межконтинентальные баллистические ракеты РС-24 «Ярс» с ядерной боеголовкой? Не менее интересно было бы узнать, что за новейшее вооружение уже получила из России белорусская армия?

Другое дело, если бы Беларусь покупала у России новые типы вооружения, которые могли бы поступить белорусские войска, естественно, в экспортном варианте, но для этого нужны очень солидные деньги, которых в республике нет и вряд ли когда-то будут.

Так что столь высокопарные заявления А. Лукашенко, который что там «требует» от России «поставить», слушать грустно, неуютно и как-то жалостливо, так как за ними нет ничего, за исключением ржавых танков, нелетающих самолетов, разобранных на запчасти вертолетов, пограничников на велосипедах минского производства, военных МАЗов без украденных двигателей и т.д. В сухом остатке мы имеем следующее:

- авиационная база российских ВВС на территории республики будет и никакие намеки А. Лукашенко насчет «поставок» приниматься не будут;

- белорусскую ПВО усилят снимаемыми с вооружения С-300, хотя опыт борьбы белорусских ПВО с «плюшевым десантом» продемонстрировал, что можно поставить в РБ и С-400 – толку никакого… Все равно все распродадут-растащат и проспят. Между прочим, стоит напомнить, что на вооружении белорусских ПВО уже есть С-300. Интересно было бы выяснить их состояние;

- на прошлой неделе заступила на боевое дежурство надгоризонтная РЛС «Воронеж - ДМ» в Армавире, которая со всей «сестрой» в Ленинградской области полностью перекрыли сектор РЛС «Волга» на белорусской территории. В этом году началось строительство «Воронеж – ДМ», естественно, в Калининградской области, что является прямым вызовом официальному Минску;

В итоге, в ближайшие два-три года военно-стратегическая составляющая, которая многие годы доминировала в российско-белорусской интеграции должна быть переформирована.

Стоит напомнить, что до недавнего времени белорусская сторона (как официальная, так и оппозиционная) активно использовала два аргумента в отношении России: (1) если Москва не будет экономически поддерживать республику, то Россия получит НАТО под Смоленском; (2) - без белорусской армии России придется вкладывать десятки миллиардов долларов в укрепление своей западной границы.

Любопытно, что белорусское экспертное сообщество до сегодняшнего дня упорно считает данные аргументы неотразимыми, словно не понимая, что (1) НАТО под Смоленском – это проблема, прежде всего, Беларуси, а уж потом России, и (2) Россия переходит к контролю белорусского плацдарма.

А. Лукашенко переиграл с военно-стратегической проблематикой в отношениях с Москвой. Слишком много была жалоб на «колоссальные» издержки, которые несет республика, «прикрывающая стратегическое западное направление», слишком много было пафоса в заявлениях формата «ляжем под танки, что пойдут на Москву». Зачем такие жертвы? Свободны…

Сейчас белорусские властям остается только играться в парады, таская по столичным улицам фанерные танки…

Впереди кризис

Даже поверхностный анализ политико-экономической ситуации в Республике Беларусь позволяет утверждать, что к началу июня 2013 г. белорусское руководство оказалось зажато в тиски ряда серьезных вызовов, ответа на которые официальный Минск до настоящего времени не нашел. Тотальный валютный дефицит, совпавший с кризисом перепроизводства, оказался связан с неожиданно навалившимся интеграционным кризисом, включившим в себя и военно-стратегический аспект.

Нельзя сказать, что белорусские власти слепы и глухи. Они предпринимают некоторые административные шаги, призванные как-то выправить ситуацию. В частности, распихивают автотехнику и трактора по предприятиям и АПК, предлагают лизинговые схемы и т.д., рассчитывая, что ситуация на внешних, прежде всего российском, рынках улучшится и спрос на белорусскую продукцию увеличится. Однако уже июнь, но симптомов позитивной динамики нет... Официальный Минск продолжает «ждать у моря хорошей погоды», то есть внешней поддержки…

Здесь мы сталкиваемся с каким-то феноменом иждивенческого мышления. Белорусское руководство, судя по его реакции на цунами сложных и нерешаемых социально-экономических проблем, остается в уверенности, что проблемы республики можно решить исключительно за столом переговоров с партнёрами по интеграции, прежде всего с Россией, и не считает, что необходимо принимать срочные структурные меры по оздоровлению ситуации в экономике и на политическом поле (выпустить десяток политзаключеных). Иными словами, официальный Минск оставляет за собой право делать грубые экономические ошибки, чем стимулирует экономические кризисы в стране, но вот ликвидировать катастрофические социально-экономические последствия своей безумной экономической политики белорусские власти любезно уступают партнёрам по евразийской интеграции, прежде всего России. Политика, скажем так, лицемерная…

Впереди Евразийский Союз

Конец мая предоставил белорусским властям уникальную возможность озвучить свои претензии к проекту Таможенный союз – Единое экономическое сообщество – Евразийский экономический союз. А. Лукашенко принял участие в саммите в Астане, встречался с Дмитрием Медведевым в Минске… Однако белорусские власти не воспользовались предоставленным «окном возможностей»: встреча президентов России и Беларуси в столице Казахстана так и не состоялась (А. Лукашенко уклонился от контактов с В. Путиным), беседа с российским премьером оказалась своеобразным обменом мнений, не несущим каких-либо позитивных решений для белорусской стороны.

Белорусскому президенту нечего было предложить Москве и Астане. Отсюда и попытки поиграть на украинской и киргизской тематике. Понятно, что появление в ТС Киева совсем не в интересах Минска. Украина, оказавшись в интеграционном проекте, естественно, мгновенно оттеснит Беларусь с приоритетной для России позиции важнейшего союзника. Основные ресурсы, стимулирующие евразийскую интеграцию, на которые и зарится Минск, почти мгновенно «уплывут» на юго-запад. Надежды на некий «союз» Минска и Киева против России в Евразийской экономической комиссии наивны. Даже в периоды тяжелых российско-белорусских и российско-украинских газовых войн, белорусские и украинские власти ни разу не вышли на стратегические договоренности, позволяющими им «единым фронтом» выступить против Москвы.

А. Лукашенко Янукович в ТС не нужен, так как ему не нужны конкуренты за российские ресурсы. Понятно, что В. Янукович на порядок важнее для Москвы, чем А. Лукашенко.

Однако и в данном формате ТС Минск пока так ничего и не добился. Ему остается только надеяться, что к 2015 году Россия снимет все торговые ограничения, включая экспортные пошлины на вывоз нефтепродуктов, выработанных из российской нефти.

По этому поводу Лукашенко не скрывал ликования: «Должен сказать, что Россия сделала очень серьезный шаг навстречу всем и заявила о том, что буквально через год-полтора, максимум к 1 января 2015 года, практически все тарифные ограничения, в том числе в нефтегазовой сфере, будут сняты».

Но при этом как-то утонуло главное – к 2015 году должен заработать Евразийский экономический союз, т.е. этап Единого экономического пространства должен быть завершен. На практике это будет означать не только реальную свободу перемещения товаров, услуг, капитала и труда, но и ввод в действие целого пакета соглашений, включающих соглашение о согласованной макроэкономической политике, о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Например, партнеры должны иметь согласованную валютно-финансовую политику. Понятно, что в этих условиях совсем по-особому будет выглядеть тема приватизации белорусских производственных активов, т.е. того, что от них останется в условиях жесткой конкуренции на едином рынке ЕЭП.

Фактически, если все эти условия будут выполнены, Беларусь окажется вполне рыночным государством, готовым к вступлению в ВТО… Такова цена российской нефти без экспортной пошлины, от которой, естественно, будут освобождены и российские нефтяные компании (а как же без равноправия субъектов хозяйствования). Ну и цена нефти на внутреннем российском рынке, естественно, сравняется с мировой. Как и газ…

Или белорусские власти надеялись, что к 2015 году снова вернется эпоха «растворителей» и эшелонов с лаком для ногтей?

Впереди выборы

Между тем, у властей республики все меньше времени на решение навалившейся лавины проблем: до выборов 2015 года теоретически осталось около 900 дней. К пятому президентскому сроку несменяемый первый белорусский президент обязан подойти с ощутимыми социально-экономическими успехами, являющегося составной частью некого обязательного внешнеполитического триумфа, делающего бессмысленными любые внутренние и внешние попытки отстранить его от власти.

Решить данную задачу безумно сложно, так с каждым сроком объективно растет уровень требовательности к главе государства. Находясь почти двадцать лет у власти, президенту уже невозможно свалить на предшественников провалы в государственном менеджменте или в экономике, обвинять кого-то, кроме себя, в появлении в республике собственного олигархата, расцвета бесхозяйственности и коррупции, растущей апатии общества и росте трудовой миграции. В этих условиях расхождения между декларациями и реальностью приобретают роль политического бумеранга. Трясина проблем буквально засасывает А. Лукашенко.

Проводить исторические параллели – дело неблагодарное и опасное, но тем не менее, в свое время Петр Великий за двадцать лет в течение жизни одного поколения в условиях жестокой и бесконечной войны без какой-либо внешней финансовой или ресурсной поддержки смог превратить Россию в европейскую державу, с мнением которой приходилось считаться всему континенту. Как отмечал известный американский историк Роберт К. Масси: «Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга. Он двадцать один год воевал, создал флот, воздвиг новую столицу, прорыл каналы и обустроил гавани, и при этом не только не брал никаких субсидий и займов за границей, но и сам помогал деньгами своим союзникам…» Понятно, что данное сравнение сильно хромает, но все-таки…

В свое время, придя к власти, А. Лукашенко был преисполнен желанием стать своего рода родоначальников суверенной Беларуси и в итоге превратиться в некую сакральную и доминирующую фигуру в пантеоне белорусских мифов и полубогов. Отсюда и многолетняя кампания по забвению имени П.Машерова… Но в итоге, ему приходится, как банкроту, продавать все то, что республике досталось по наследству от великой страны. Между тем, ничего принципиально нового в республике А. Лукашенко не создал, если не считать мощный силовой блок и собственную олигархию.

Как сделать, чтобы банкроту снова поверили?

Для достижения пятого президентского срока, обеспечивающего А. Лукашенко правление в четверть века и который в сознании белорусского президента носит сакральный характер, ему необходимы колоссальные ресурсы. Фактически А. Лукашенко необходимо выкупить свой пятый срок у республики, или, иными словами, совершить обмен ресурсов на легитимность.

Это безумно сложно, так как внутренних ресурсов для легитимизации пятого срока нет. Взять их возможно только из внешних источников - России или Китая. Перед А. Лукашенко стоит поистине невероятная задача любыми путями вытянуть кредиты и ресурсы. Но как?

Для выполнения столь масштабной задачи необходим новый масштабный ПРОЕКТ, позволяющий поменять весь накопившийся с декабря 2010 г. в отношениях с Россией негатив на позитив… Или продолжить ускоренными темпами заселять Беларусь китайцами, что, однако, в перспективе, также обещает А. Лукашенко массу нерешаемых в принципе проблем.

Стихийно выбранная А. Лукашенко оборонительная тактика по типу «будка симпатичная, да собачка в ней злая» вряд ли продуктивна. Фактически Минск тянет время, рассчитывая, как в китайской пословице, «пересидеть у речки, ожидая, что рано или поздно мимо проплывет труп врага». Беда в том, что «речка» пересыхает на глазах, да и врагов немерено, никакая «речка» не вместит.

Новый Проект – задача А. Лукашенко на лето 2013 г. Поймет ли?

Андрей Суздальцев, Москва, 10 июня 2013 года, Politoboz.com



<Май 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Июнь 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Политика