Пока правительство усиленно готовится к расширенному совещанию по итогам работы экономики в 2012 году с участием А.Лукашенко, который в свою очередь размышляет, кого еще из чиновников записать в идиоты или «ператрахнуть», в смысле ротировать, белорусские власти решили пропиарить успехи «новой» белорусской экономической модели в январе нового года.
"Официальный прогноз роста ВВП - 8,5%. Он предполагает наличие новой модели, новых факторов роста", - заявил сегодня замминистра экономики РБ Дмитрий Голухов на проходящем в Минске финансовом форуме.
Между тем, детальный «разбор полетов» показывает, что в основе «новых факторов роста» лежат универсальные know-how белорусских экономических идеологов – приписки и складские запасы. По данным Белстата, основу роста ВВП на 3% в январе текущего года составил рост чистых налогов на продукты на 25,2% (уплата НДС за 4-й квартал 2012 года).
Однако это достижение было бы невозможным, если бы властям не удалось «стабилизировать» ситуацию на промпроизводстве. В январе был отмечен спад в строительстве на 4,9%, в торговле на 7,8% и лишь на 0,2% в обрабатывающей промышленности при том, что снижение (включенных в обрабатывающую промышленность) производства нефтепродуктов составило 19,6%, химпроизводства - 13,9%.
«Стабилизация» удалась, в первую очередь, за счет резкого роста производства транспортных средств и оборудования на 19,6% и использованием проверенной методики – работы на склад. Складские запасы в отрасли за январь увеличились на 56,8% и на 1 февраля достигли 2495,5 млрд. (что составляет 115,6% к среднемесячному объему производства против 72% на 1 января 2013 года).
Было произведено 1340 грузовых автомобилей (на 20,1% больше, чем в январе 2012 года), их складские запасы достигли 2043 штук (за январь на склад отправлено 466 грузовиков). Производство автобусов увеличилось на 7,4% и составило 131 штук, на складах скопилось 194 автобусов (на 108 больше, чем на 1 января). Выпуск автомобильных прицепов и полуприцепов увеличился на 4,8% до 584 штук, запасы выросли на 139 до 1226 штук. В 2,4 раза выросло производство мотоциклов и мотоциклетных колясок и составило 1037 штук, запасы на 1 февраля составили 652 штук (62,9% к среднемесячному производству).
Данные статистики за февраль будут представлять особый интерес с точки зрения «новых факторов роста», ибо они куда более верно, по сравнению с январем, в котором страна фактически начала работать лишь с третьей декады, покажут уровень деловой активности наряду с прорывными отраслями, работающими на склад.
Между тем, отдельные факторы роста уже обозначились в январе и уже проявили себя в феврале. Речь идет о кредитной господдержке приоритетных отраслей экономики, которая, как утверждает Голухов, не оказывают определяющего влияния на общее состояние финансового рынка. Данные статистики и ситуация на финансовом рынке страны свидетельствуют об обратном.
Так в январе, несмотря на действующее еще ограничение на валютное кредитование юрлиц, зафиксирован резкий рост долгосрочных (более года) валютных кредитов госпредприятий: на Br3,586 трлн. в эквиваленте (примерно 415 млн. долларов) или 12,5% при том, что объем всех вновь выданных кредитов (рублевых и валютных) всем секторам экономики (государственным и частным) вырос всего на Br3,678 или 1,8%.
Все эти 415 млн. долларов ушли в оплату инвестиционного импорта, объем которого по оценке непосредственного начальника Голухова, министра экономики Н.Снопкова в 2013 году составит не менее 1,6 млрд. долларов и станет причиной «разрыва финансирования платежного баланса». Финансировать разрыв, констатировал Снопков, можно будет «только за счет снижения золотовалютных резервов либо за счет девальвации национальной валюты».
Позже Лукашенко назвал идиотами тех, кто утверждает, что модернизация приведет к девальвации. Вот только это заявление уже не вернет ушедшие за рубеж 415 млн. долларов и вряд ли повысит объем ЗВР.
Между тем, идиотский прогноз продолжает сбываться в феврале, который отличается от января не только порядковым номером, но и резким ростом рублевой ликвидности, что привело к неожиданному даже для Нацбанка снижению процентных ставок 19-20% с уровня выше 30%, достичь который удалось только благодаря административному вмешательству регулятора.
Отчасти, рост ликвидности можно объяснить действиями Минфина по финансированию госпрограмм, который через банк развития накачал ресурсами госбанки, отчасти – началом финансирования посевной (деньги появились и у Белагропромбанка). Но что-то, точнее кто-то, подсказывает, что одной из причин избыточной ликвидности на рынке является частичное снятие ограничения на валютное кредитование предприятий.
Нацбанк в начале феврале разрешил выдавать предприятиям долгосрочные валютные кредиты не только в оплату инвестиционного импорта, но и на оплату внутренних (внутри страны) расходов, якобы связанных с финансированием инвестпроектов. Такие валютные кредиты прямиком уходят на биржу, где и конвертируются в белорусские рубли.
С одной стороны Нацбанк пополняет резервы, с другой стороны избыточная рублевая масса, которая вскоре будет увеличена за счет распила бюджетных вливаний в село, может в любой момент рвануть обратно на биржу с понятными последствиями: когда курс зайчика укрепляется, все говорят в адрес властей «дебилы», когда курс падает, все бегут в обменники с более грубыми выкриками.
К сожалению для Лукашенко, пока оправдываются предсказания идиотов и вместе с ними пятой колонны. В какой-то степени это происходит потому, что странные вещи происходят не только в новой модели экономики, но и звучат из уст чиновников.
«На данный момент у властей сформировался определенный иммунитет к рискованным решениям», - заявил сегодня все тот же замминистра экономики Голухов.
То есть когда была заморожена приватизация, введены мораторий на торговлю акциями (голубыми фишками) и затем золотая акция, всевозможные запреты на расчеты в валюте и затем множественность курсов, калькуляция цен и их экономическое обоснование (в том числе и на презервативы импортного производства), а также закрывалась задвижка на газопроводе, тогда у властей иммунитета не было. Или это были не рискованные решения?
Пока можно констатировать лишь одно - у белорусских властей сформировался полный иммунитет к адекватному восприятию реальности либо им всем выдали в качестве обязательного к использованию специнструмента волшебные розовые очки…