Бывший первый заместитель председателя Минского горисполкома Игорь Васильев на первом судебном заседании по его делу в Минском областном суде 20 декабря не признал себя виновным в получении взятки, сообщает БелаПАН.
Напомним, Васильев был задержан сотрудниками КГБ 6 июля этого года по подозрению в вымогательстве взятки в 500 тысяч долларов США у представителей европейского предприятия-инвестора за благоприятное решение вопроса, входящего в компетенцию чиновника и связанного с заключением инвестиционного договора более чем на 30 миллионов долларов. Передача денежных средств должна была осуществляться двумя равными частями по 250 тысяч долларов. Васильева задержали в служебном кабинете в здании горисполкома после получения первой части взятки.
На суде Васильев заявил, что в процессе задержания и следственных мероприятий были не полностью учтены его права в части презумпции невиновности.
По словам экс-чиновника, явку с повинной он писал под давлением сотрудников КГБ в одном из кабинетов здания Комитета госбезопасности. Ему якобы было сказано, что адвоката он получит только после написания явки. И он пошел на это, поскольку сотрудники КГБ обещали ему возможность изменения меры пресечения.
Кроме того, в суде, по словам Васильева, стало известно, что явку с повинной он частично писал под диктовку представителей спецслужб. И даже время на документе не соответствует действительности.
В то же время из материалов предварительного следствия следует, что на допросах Васильев отрицал какое-либо давление на себя.
Что касается обвинения, то, по информации гособвинения, с конца 2010 года Васильев курировал в горисполкоме процесс заключения и реализации инвестиционного договора с чешской фирмой о строительстве в Большом Тростенце мусороперерабатывающего завода с плазменным реактором мощностью 50.000 тонн ТБО в год. Стоимость переработки одной тонны ТБО в течение первых трех лет должна была составить 10 долларов, далее — ежегодное увеличение на 25% до 35 долларов.
В течение почти полутора лет Васильев продвигал интересы инвестора на уровне горисполкома и правительства.
Из материалов дела следует, что в марте 2012 года, через год после заключения инвестдоговора, выяснилось, что инвестор не выполнил принятые на себя обязательства и горисполком был вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор. Васильев якобы обещал инвестору, что за взятку в полмиллиона долларов он обеспечит ему возможность выполнить свои обязательства по договору в более поздний срок.
На предварительном следствии Игорь Васильев утверждал, что не получал никаких денег от представителя чешского инвестора. Эти показания он подтвердил и сегодня.
На допросах в ходе предварительного следствия, протоколы которых гособвинитель обнародовал в суде, Васильев рассказал, что действительно некто Ананьев, которого он считал белорусским представителем чешского инвестора, хотя и не знал его должности и полномочий, приходил к нему в кабинет утром 6 июля. С собой у этого человека был черный портфель, в котором, как сказал Ананьев, находится сувенир для Васильева от руководства чешского инвестора из Москвы.
По словам Васильева, он реально подумал, что в портфеле какой-то сувенир, и не видел, как гость ставил портфель в шкаф.
После этого, сообщил Васильев, Ананьев ушел, заверив, что строительство мусороперерабатывающего завода вот-вот начнется, а сам он 10-15 минут отсутствовал в кабинете: разговаривал с подчиненными, ходил на доклад по поводу произошедшего накануне ДТП к мэру, общался с другими людьми.
В какой-то момент, как рассказал Васильев, к нему подошли трое неизвестных и, не представившись, попросили подняться в кабинет. В приемной находились еще неизвестные люди. Помощник рассказал Васильеву, что они заходили в его кабинет, воспользовавшись своим ключом, были там некоторое время, а выйдя, назвались сотрудниками КГБ.
Позже в присутствии Васильева сотрудники КГБ изъяли из шкафа в его служебном кабинете портфель, в котором оказалось 250 тысяч долларов в купюрах по 100 долларов. «Что это за деньги, я не знаю. Никаких денег я от Ананьева не получал», — заявил во время допроса Васильев.
В суде Васильев находится на скамье подсудимых, отгороженной от зала стеклом. Место обвиняемого расположено таким образом, что из зала его не видно.
Судебное заседание по делу Васильева продолжится завтра.