Двусторонняя встреча А.Лукашенко и президента РФ В.Путина в рамках Совета глав государств СНГ, который прошел 5 декабря в Ашхабаде, не планировалась, заявил сегодня пресс-секретарь Лукашенко Павел Легкий. Не планировалось, конечно…
Впрочем, было бы удивительно, если бы Легкий сказал: «Мы конечно ждали, что Лукашенко переговорит с президентом РФ. Но господин Путин увлекся обсуждением газовой темы со своим украинским коллегой и в результате на общение с Лукашенко просто не осталось времени».
Безусловно ждали. Ведь 10 минут с глазу на глаз помогли бы двум сторонам продвинуться вперед по широкой линейке вопросов, решения по которым сознательно откладывались до личной встречи Лукашенко и Путина.
Это и баланс поставок нефти на 2013 год, и связанные с этим вопросы, и подвижки в слиянии МАЗ-КАМАЗ, и продажа госдоли в МТС, и участие Газпрома в модернизации Гродно-Азот, и возможная продажа комплекса «Нафтан-Полимир», и калийные дела, и сотрудничество в военной сфере, и т.п. и т.д.
Да, все эти упомянутые вопросы можно будет обсудить и закрыть менее чем через две недели в рамках саммитов ЕЭП, ЕврАзЭС, ОДКБ и Союзного государства (19-20 декабря в Москве). Но если бы Лукашенко и Путин вчера обсудили хотя бы несколько перечисленных тем, то Беларусь бы использовала эти 2 недели на поиск уступок и компромиссов, не говоря уже о политическом эффекте общения.
Между тем, в белорусско-российской повестке присутствует еще один очень важный вопрос, обсудить который можно было только вчера, и никак не сегодня или завтра – предоставление 4-го транша кредита АКФ ЕврАзЭС в объеме 440 млн. долларов.
«Мы 7 декабря едем в Минск, будет заседание Антикризисного фонда, будем рассматривать вопрос. Не все показатели по программе, являющейся условием выдачи кредита, выполняются Беларусью. Мы должны уточнить еще ход выполнения этих параметров и по итогам принять решение», - заявил недавно министр финансов РФ Силуанов, четко дав понять, что 4-й возможен только при наличии политического решения со стороны высшего руководства РФ. Ведь не случайно заседание Совета АКФ перенесли с 5 на 7 декабря.
Это понятно: не просто отсутствие приватизации на 2,5 млрд. долларов, а скорее наоборот – национализация ряда предприятий и планы по возврату к золотой акции фактически ликвидируют экономическую целесообразность продолжения стабилизационного кредитования экономики РБ.
Поэтому встречи Путина и Лукашенко ждали и российские чиновники. Всем был нужен этакий сигнал – что делать дальше. Но Путин, уже использовавший политический джокер при предоставлении Беларуси 3-го транша кредита АКФ ЕврАзЭС, не счел нужным повторно вмешиваться во взаимоотношения Беларуси и кредитора или общением с Лукашенко форсировать некие другие договоренности.
«Братских» причин для игнорирования Лукашенко у Путина больше чем достаточно. И дело вовсе не в личной обиде за свою спину, хотя Лукашенко стал первым и, пожалуй, единственным политиком, позволившим себе на весь мир, в интервью Рейтер, публично поведать о подробностях травмы спины президента РФ.
Ведь помимо Рейтера было интервью британским СМИ, а до этого пресс-конференция для российских СМИ. И каждый раз на протяжении октября-ноября Лукашенко убеждал прессу и общественность в законности растворительного бизнеса, на котором Беларусь заработала сумму, равную примерно 3 траншам кредита АКФ ЕврАзЭС.
Получая ежегодно около 3 млрд долларов дотаций от РФ в виде дешевого газа и особых условий поставок нефти, Лукашенко каждый раз требовал от России увеличения компенсации за ЕЭП и ВТО, от которых «открытая, экспортно-ориентированная» экономика Беларуси очень много теряет. А помимо этого еще и умудрялся обвинять российский бизнес в попытках прихватизации за бесценок лакомых кусков белорусской госсобственности.
Слишком часто и не по делу плакался Лукашенко. Переиграл или достал – значения не имеет. И Путин, который сам все заметнее превращается в апостола эпохи СССР и не скрывает своих амбиций объединителя земель бывшего совка, все же рискнул напомнить Лукашенко о своем характере и показать что саммит СНГ и прочие мероприятия подобного рода не являются площадкой для решения проблем Лукашенко.
Теперь, последняя в этом году возможность порешать целый ряд вопрос откроется лишь 19-20 декабря. Но никакой дискуссии не будет – Лукашенко придется по всем пунктам повестки соглашаться на условия Москвы.