Уже как неделю в Беларуси закончились парламентские выборы, однако правительство и Нацбанк РБ по-прежнему не готовы к адекватному решению отложенных проблем на валютном рынке и не способны что-либо противопоставить паническим настроениям белорусских граждан и бизнеса.
Сегодня Нацбанк РБ, используя стандартные каналы агитпропа, попробовал убедить население в том, что контролирует ситуацию на валютном рынке.
"Действительно, за последнее время доходы населения существенно выросли, и белорусы стали покупать больше валюты… Банки имеют в своем распоряжении достаточное количество валютных средств для того, чтобы обеспечить оперативное подкрепление обменных пунктов и касс денежной наличностью в течение всего рабочего дня и полностью удовлетворить возросший спрос населения на иностранную валюту", - говорится в комментарии Нацбанка РБ.
Однако вместо того, чтобы в поддержку своих слов укрепить курс белорусского рубля до 8300-8350 за доллар, регулятор решил проверить реакцию населения на фиксинге в 8500 рублей за доллар (психологическая отметка), что, безусловно, спровоцирует новую волну желающих перевести рублевые сбережения в активы в конвертируемой валюте.
Впрочем, проблемы на валютном рынке РБ начались не сегодня и не вчера. По словам представителей белорусских банков, начиная с третьей декады августа, Нацбанк РБ ежедневно проводит валютные интервенции, продавая от 10 млн. и более долларов за сессию.
В общем, ничего удивительного в этом нет – замораживание растворительного бизнеса уже привело к тому, что в августе на всех сегментах валютного рынка сложилось отрицательное сальдо. И этот негатив будет нарастать из месяца в месяц, оказывая серьезное давление на золотовалютные резервы Нацбанка, понуждая его к медленной, но постоянной девальвации нацвалюты.
Но ликвидация растворительного бизнеса – далеко не единственный фактор, который серьезно ухудшает ситуацию на валютном рынке РБ. Еще до окончания парламентских выборов сработали панические настроения граждан и бизнеса, выраженные в том, что после выборов власти обязательно девальвируют рубль.
В результате резко вырос спрос на валюту на всех сегментах валютного рынка. В частности, впервые за весь год банки начали покупать валюту на БВФБ для нужд обменных пунктов. Представители банков не готовы называть объемы продаваемой населению и юридическим лицам валюты. Но ситуация на рынке рублевых межбанковских кредитов указывает на то, что валютный рынок в любой момент может выйти из-под контроля.
Пожалуй, впервые за весь год белорусские банки столкнулись с дефицитом рублевой ликвидности, которую «изъял» Нацбанк РБ, продавая валюту в ходе интервенций на бирже. В результате ставки по межбанковским кредитам оvernight начали стремительно расти с 12 сентября: за этот период ставка АФН рынка МБК выросла на 10 процентных пунктов, достигнув 27 сентября уровня 30,13%.
И просвета не предвидится: чем больше будет спрос на валюту, тем меньше будет рублей в системе, что, в свою очередь, ставит крест на планах регулятора по дальнейшему снижению ставки рефинансирования. Безусловно, банки с подсказки Нацбанка РБ могут повысить ставки по депозитным вкладам в нацвалюте, но этот ход не повлияет на настроения граждан, не доверяющих властям после событий 2011 года. Никакие увещевания и проценты не заставят вкладчиков обменять обратно валюту на рубли, поскольку на этом перечень валютных рисков не заканчивается.
Повышение реальных доходов населения, начатое властями параллельно с кампаний по замене андроидов в парламенте, также играет свою роль в ухудшении ситуации на валютном рынке. Повторения ситуации с импортом автомобилей, конечно же, не случится, но дальнейшее административное сокращение товарного и продовольственного импорта в страну приведет к резкому оттоку валюты в супермаркеты и магазины Литвы, Польши, Украины и России. Перекрыть госграницу белорусские власти не смогут при всем желании.
Нацбанк также должен учитывать и возможный всплеск непродовольственного импорта: в ожидании возможной девальвации после выборов, большинство белорусских импортеров с весны не завозили товар, предпочитая распродавать остатки. Теперь же, выяснив поствыборную политику властей, импортеры начнут активно завозить товар. А еще международные обязательства (обслуживание госдолга), вывод спекулятивного капитала….
Но сокращение валютной выручки из-за остановки растворительного бизнеса, массовый перевод рублевых сбережений в валюту, вывоз валюты за рубеж ради челночного продовольственного и товарного импорта, погашение долгов, постепенная ликвидация депозитной пирамиды – все эти факторы блекнут перед тем негативным эффектом, который может оказать на валютный рынок требование А.Лукашенко любой ценой обеспечить 5,5% рост ВВП.
По данным представителей правительства, к 1 сентября были выбраны (израсходованы) все бюджетные и внебюджетные ресурсы (заначки), предусмотренные на текущий год. Это означает, что дальнейшее, причем масштабное кредитование экономик ради роста ВВП возможно только при условии запуска на всю катушку печатного станка.
Негативное влияние от разгона ВВП проявится не раньше весны 2013 года, что позволяет Нацбанку самоуверенно утверждать, что до конца года курс рубля не преодолеет отметку в 9 тыс. Однако вместо увещеваний «все будет хорошо», регулятору не стоит недооценивать негатив перечисленных факторов, тем более что 4-й квартал года – всегда наиболее валютоемкий. В случае лавинообразной паники населения после очередного ослабления курса рубля на 50-100 пунктов заявления типа «каких-либо предпосылок для резкой дестабилизации ситуации на валютном рынке не существует" уже никто не услышит. И психологическую отметку в 9 тыс. рублей за доллар, рынок, а при отсутствии валюты в обменниках - черный рынок, запросто преодолеет за 2-3 часа.