Последнее обновление: 28.11.2024 18:00

Молчание - золото

…Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего, ты сильней стал? Нет - не стал! Потому что правды за тобой нет! А тот, кого обманул, за ним правда. Значит, он сильней (к-ф «Брат-2»).

Обман

Сильной власти лгать нет необходимости. Даже наоборот. Тяжелые испытания и так называемые обстоятельства непреодолимой силы для власти обеспеченной ресурсами и доверием населения никогда не являются катастрофой, а только экстремальной ситуацией, предоставляющей возможность продемонстрировать свою компетентность и оперативность. Открытость и решимость, а главное, способность властей решить возникшие проблемы демонстрируют востребованность и незаменимость данного политического режима, укрепляют его легитимность, способствуют его популярности и устойчивости.

Однако, если руководство страны, вместо честного и открытого разговора о возникших проблемах, откровенно лжет, следовательно, оно не имеет достаточной легитимности, доверия населения, ресурсов и элементарно паникует. Оно боится потерять власть, считая, что как в теории «домино» любой, даже малозначительный повод приведет к цепной реакции провалов, что в итоге развалит всю созданную систему контроля над страной.

История с прорывом шведского самолета к пригородам белорусской столицы (4 июля 2012) оказалась своеобразным тестом белорусских властей на политические адекватность и готовность брать на себя ответственность. Однако, три недели обмана, фальшивого спокойствия руководства республики, а также поражающей по своей наглости лжи официальных публицистов -- не оставили каких-либо сомнений в отношении облика руководства республики. Белорусская власть слаба и труслива, шкодлива и о одновременно поразительно лжива. Она суетится, болтает, «переводит стрелки», забывая сказанное ранее и не просчитывая результаты своих необдуманных заявлений.

Автор этих строк уже писал о влиянии инцидента, с появлением в минском небе воздушного нарушителя, не только на имидж республики, а также на белорусскую армию и силы ПВО, но и на атмосферу военно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России («Шведское небо» 09.07.12 http://www.politoboz.com/content/shvedskoe-nebo).

Только 26 июля, через двадцать два дня после высадки десанта плюшевых медведей-парашютистов, А. Лукашенко решился признать очевидное: "Как объяснить провокацию с легкомоторным самолетом, который не только пересек границу, но и безнаказанно вторгся на территорию Беларуси? Ведь это в первую очередь - безопасность наших граждан. Более того, ведь этот самолет был вовремя обнаружен. Но почему начальники не пресекли этот полет? Кого жалели? Это головотяпство конкретных исполнителей или ошибки в самой системе охраны государственной границы в воздушном пространстве?".

Итак, вторжение в белорусское воздушное пространство было. Об этом, наконец, признался президент республики, в чем ему все-таки необходимо отдать должное. Проблема в том, что заявление явно запоздало. Более того, очевидно, что А. Лукашенко только после Союзного совмина 18 июля 2012 г. и беседы с премьером правительства России Д. Медведевым был вынужден признать общеизвестные факты, которые стоит повторить, прежде всего, российскому руководству.

Безусловно, такого рода признания главы государства должны, по идее, сопровождаться оргвыводами. По большому счету, необходимо снимать с должностей министра обороны, командующего ПВО, председателя КГБ, руководство пограничных войск и т.д.

К примеру, обратимся к широко известным высказываниям по «шведскому рейду» генерал-майора Д.Пахмелкина, который на сегодняшний день уже по явному недоразумению продолжает считаться командующим ВВС и войсками ПВО Вооруженных сил Беларуси: «Национальные средства ПВО и ВВС не зафиксировали факта нарушения границы Беларуси 4 июля легкомоторным самолетом, с которого якобы был выброшен «десант плюшевых мишек»… Это была 100-процентная провокация против Беларуси при поддержке иностранных спецслужб. (11.07.12) http://news2.ru/story/356078/».

Между прочим, столь твердое и решительное заявление руководства ПВО и ВВС об отсутствии в небе республики каких-либо «шведов» объективно снимает все вопросы о появлении единого командующего объединённой системы ПВО России и Беларуси под эгидой Минска. Стоит напомнить, что А. Лукашенко годами заявлял российскому руководству, что белорусские генералы не могут подчиняться российским коллегам. В общем, их европейское естество это явно унижает. В свою очередь, можно только в дурном сне представить себе ситуацию, если бы за небо над Москвой и Санкт-Петербургом отвечали слепые белорусские генералы. Историю с Рустом в России не забыли…

Робкий белорусский генералитет

Однако заявление белорусского президента от 26 июля о шведском прорыве не исчерпывает проблему и не закрывает тему боеспособности белорусской армии и адекватности белорусского руководства. Необходимо обратить внимание, что А. Лукашенко, признавая «шведский рейд», упрекает белорусское ПВО исключительно в «нерешительности»: «Но почему начальники не пресекли этот полет? Кого жалели?».

В данном случае А. Лукашенко использует традиционный прием «перескакивания» через главную проблему или перевода внимания от причины к следствию. Он, как бы мимоходом, подбрасывает главную идею, которая, судя по всему, и должна «застрять» в сознании населения и политического класса Беларуси, да и России: «Ведь этот самолет был вовремя обнаружен». Мол, объекты видели и проблема только в «робости» начальников ПВО.

Однако, ставший уже весьма известным генерал-майор Д. Пахмелкин уверял нас пару недель назад, что «наши средства ВВС и ПВО не подтвердили нарушения воздушного пространства неизвестным самолетом». Более того, бравый генерал совершенно четко заявил: «Мы бы подняли в воздух самолеты или, в крайнем случае, вертолеты и задержали бы воздушного нарушителя». Странно, что президент упрекает столь бравых и грозных генералов в «жалости» («Кого жалели?»)…

На самом деле, шведов белорусское ПВО «не видело». Нарушителя «увидели» диспетчеры аэропорта «Минск-1». Вернее, как стало известно автору этих строк, одному дежурному диспетчеру. Именно этому диспетчеру надо было выдать орден, а не почти роте офицеров ПВО.

Неожиданное массовое награждение офицеров отвечающих за белорусское небо не имеющее, между прочим, прецедента в истории белорусской армии, говорит нам о том, что белорусское руководство долго размышляло. О чем? Да о том, стоит ли признавать провал белорусского системы противовоздушной обороны или лучше дальше демонстративно маршировать голыми в стиле известной сказки Ганса Х. Андерсена. На каком-то этапе власти катились по заданной траектории и намеревались и далее отмахиваться «фотошопами». Ныне же возникла весьма странная ситуация. По идее после заявления белорусского президента от 26 июля награды надо забрать в духе: «Дать ордена, упечь в остроги. Вернуть, простить, дать ордена…».

В противном случае возникает ощущение, что ордена белорусским стражам неба дают за невыполнение своих обязанностей: «Спасибо, что проспали… молодцы, что не сбили… благодарю, что пропустили». А может так и надо? Может быть, речь идет о налетанной воздушной «дорожке», по которой давно что-то перевозят от минской окраины до небольших аэродромов в лесах Литвы, Латвии, Польши и наоборот? Но тогда в «деле» участвуют не только ПВО, но и пограничники, КГБ и им подобные «силовики».

Автор вынужден повторить свой тезис, уже высказанный в той или иной форме в статье «Шведское небо»: скандинавы летели «протоптанной тропой». Они знали, что их не будут засекать радарами, не будут вынуждать сесть на ближайший аэродром и, естественно, не собьют.

Слишком выгодное географическое положение республики, слишком доступна ее территория и небо, чтобы не сделать ее некой перевалочной базой для чего-то запретного. Чего? Это надо обязательно выяснить, так как при известном «практицизме» белорусских властей (пример открытой контрабанды нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей говорит сам за себя), республика может столкнуться с обвинениями столь тяжелыми, что официальный Минск позавидует судьбе Северной Кореи.

И все же!

А можно ли вообще такой самолет найти в небе и сбить. Безусловно! Практически на любых высотах можно обнаружить даже небольшой беспилотник. Стоит напомнить инцидент от 18 марта 2008 года, когда МИГ-29 сбил в небе Абхазии грузинский беспилотный воздушный аппарат, выполняющий разведывательный полет. Правда, МИГ был российский.

Не менее любопытная ситуация случилась на востоке Ирана 4 декабря 2011 г. Иранские ПВО сбили, а если вернее, смогли посадить американский беспилотник Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. Между прочим, по идее RQ- 170, который вообще-то и нельзя было «увидеть», так как он был создан по технологиям «Стелс». Однако комплекс радиотехнической разведки 1Л222 «Автобаза» российского производства аппарат засек и даже взять его под контроль.

Интересно то, что в Интернете сразу замелькали статьи о том, что 1Л222 насыщен белорусской аппаратурой по постановке шумовых помех и блокированию GPS, что вполне возможно. Данная техника сделала беспилотник «слепым» и «глухим», что в свою очередь создало условия для его перехвата. Есть и другие образцы белорусской аппаратуры, что разрабатывается и используется в ПВО. Республика данную технику даже экспортирует в Россию и Китай. Но где все это было 4 июля 2012 года?

Военно-техническая мистика

В принципе, все, что крупнее дельтаплана, вполне можно засечь и сбить. Не работает радар, можно увидеть визуально. Правда, вся эта история уже начинает походить на абсурд. Пограничники самолетик не увидели, а бабушки из Ивенца заметили. Может их поменять местами?

В принципе, подобными нестыковками и все новыми версиями того, что произошло в небе над Минском, можно заниматься до бесконечности. Пришло время подвести хотя бы первичные итоги:

Итак, представим себе, что А. Лукашенко, как глава государства, говорит истинную правду, что ему, между прочим, по должности положено: самолет засекли (техника позволяет), вся белорусская ПВО работает, как часы, но сбить не решились. Тогда возникает следующая любопытная ситуация: на Минск летит неизвестный самолет с неизвестными намерениями, а руководство белорусской авиации и ПВО в утренние часы 4 июля чешет затылки и раздумывает что делать.

Но при этом не рискнет поднять в воздух хотя бы вертолет, чтобы взглянуть, что там в небе кувыркается. Более того, не рискнет позвонить Верховному главнокомандующему и сказать ему, что на его резиденцию летит некий шведский Карлсон с неизвестными затеями. Может бомбить банками с вареньем. Или на худой конец, написать А. Лукашенко письмо и отправить с письмоносицей Стрелкой на велосипеде с указанием в случае встречи с оппозицией съесть пакет без соли... Извините, но в данном варианте, который создается, если промоделировать заявление А. Лукашенко, в памяти всплывает известный персонаж Я. Гашека бравый солдат Швейк с его универсальным определением «идиотизма в квадрате».

Вторая версия, высказанная вошедшим в белорусскую историю генерал-майором Д.Пахмелкиным еще более ортодоксальная: ничего не пролетало, а если бы летело, то подняли бы в воздух самолеты, вертолеты, дирижабли и обученных воробьев. Версия прямо противоречит заявлению А. Лукашенко, но сходится с ним в том, что белорусское ПВО сильно, как никто и нигде. Но тогда, если мы верим генералу в части боеготовности белорусского ПВО и знаем, что воздушный нарушитель все-таки подкрался к юго-западным окраинам Минска, мы можем говорить о том, что пограничники и ПВО Республики Беларусь обеспечивают определённые маршруты «забугорной» авиации в белорусском небе, т.е. доблестное белорусское ПВО посчитало, что в небе не «швед», а может какой-нибудь «свой литовец или поляк», что везет на рынок в Ждановичах партию выгодной контрабанды…

Или что-то похуже для дальнейшей отправки в Россию? Бездействие ПВО (которое работоспособно, если не лгут президент и генерал) наводит на мысль, что мы натолкнулись на весьма опасный транзит…

Остается третья версия и она, по сравнению с двумя предыдущими, самая безобидная: полет был (А. Лукашенко согласен), ПВО не работает, так как устарело, разграблено – разворовано и распродано, пограничники заняты бизнесом с нелегальными мигрантами и контрабандистами и им не до неба, взлететь навстречу нарушителю некому и нечему. Офицеры пишут рапорты и активно разбегаются. В этом варианте с Россией говорить о некой совместной системе ПВО бессмысленно и как следствие, страх остаться один на один с миром загоняет белорусские власти в бесконечный марафон лжи.

Минску осталось выбрать в какую сторону свернуть, так как зря кто-то в белорусском руководстве думает, что после 26 июля тема «шведского рейда» закрыта. Малая ложь обязательно тянет за собой большую ложь, как трусость шагает рядом с жестокостью.

Лучше бы белорусский президент вообще молчал, так как после каждого его публичного выступления у аналитиков, занимающихся белорусской темой, в очередной раз возникает ощущение, что самый выдающийся противник правящего режима в Беларуси – А. Лукашенко.

Андрей Суздальцев, Москва, 29 июля 2012 года, Politoboz.com



<Июнь 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Июль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Политика