Ущербность проводимой властями РБ внешней политики, пытающихся подружить последнюю диктатуру в Европе со всеми странами только на фундаменте экономического сотрудничества, становится с каждым днем всё более очевидной.
Количество декретов, указов, постановлений, превращающих Беларусь по сути в оффшорную страну, уже измеряется десятками, но очереди инвесторов на белорусской границе пока не наблюдаются. Оказывается, не только погоней за длинным рублем (долларом, юанем) живет нынешний мир – остались еще какие-то принципы и понятия.
Безусловно, в каждой стране есть определенный процент бизнеса, готового работать с любой страной и на любых условиях без оглядки на имиджевые и прочие минусы, лишь бы платили, да с лихвой. Однако в таких случаях речь идет о (сравнительно) небольших проектах, разовых контрактах (сделках).
Крупными проектами с участием частных иностранных инвесторов Беларусь уже давно не может похвалиться: продажа Белтраснгаза была предрешена еще в конце 2006 года, покупка БПС-банка Сбербанком РФ – активизацией интеграционных процессов и т.д. Инвестиции в промышленность, включая привлекательные активы, представлены в подавляющем объеме господдержкой и связанными кредитами.
Сегодня первый вице-премьер РБ В.Семашко признался в очередном инвестиционно-приватизационном провале – новое химпроизводство на ОАО «Гродно-Азот» будет осуществляться за счет внутренних или связанных кредитов.
"Думаю, до конца года мы эту работу начнем, начнем самостоятельно, не дожидаясь иностранного инвестора. Будет партнер - будет ускорен этот процесс", - заявил сегодня Семашко.
Новое химпроизводство обойдется примерно в $1,1 млрд. Но если власти не смогли завлечь инвестора на стадии планирования проекта…
"Много есть желания и интереса к этому предприятию. Ведутся разные переговоры, но конкретики, на сегодняшний день, нет", - уточнил Семашко.
… то на стадии его реализации желающих подбросить денег, в том числе и через покупку миноритарного пакета акций (контроль в РБ не продается), тем более не будет из-за стандартных расхождений, которые могут быть урегулированы до начала работ – поставщики, спецификация оборудования, его качество, цена, условия, субподрядчики и т.д. Потенциальные инвесторы предпочтут дождаться окончания очередного апгрейда, чтобы затем оценить, что из этого вышло.
Так что начало фактического строительства нового химпроизводства будет означать замораживание приватизации Гродно-Азота на срок реализации этого проекта.
Впрочем, по его окончании ровным счетом ничего не изменится – белорусские власти автоматически повысят стоимостную оценку предприятия на $2-3 млрд. и «напряженные переговоры» (по аналогии с МАЗом) затянутся на годы.
Подобными гордыми заявлениями «мы сами с усами» проблему не решить. Если власти всерьез намерены осуществлять модернизацию экономики, о чем столь эмоционально вещал А.Лукашенко в послании народу и правительству, то начинать надо было еще сегодня утром с политических преобразований. Беларусь – ущербная диктатура, у нее нет богатых месторождений полезных ископаемых (за исключением НЗ – калия), заманивать нечем…