Газпром, находящийся под прессингом регулирующих энергорынок Европы законов, видит прогресс в переговорах с Еврокомиссией, которая обвиняет российский концерн в монополизме.
Газпром хочет сохранять в своих руках добычу, транспортировку и сбыт, в том числе розничный, что запрещается принятым в Европе Третьим энергопакетом.
"Последние контакты с Европой показывают, что если не решение, то свет в конце тоннеля есть, и он довольно яркий", - сказал журналистам в субботу замглавы Газпрома Александр Медведев на запуске первой эксплуатационной скважины туронской газовой залежи Севернефтегазпрома.
Севернефтегазпром, в которой Медведев возглавляет совет директоров, принадлежит Газпрому, Wintershall и E.ON Ruhrgas.
Не рассчитывая на то, что энергопакет будет отмен или пересмотрен, он видит основания для надежды на изменение порядка его применения. "Норвежские коллеги получили особый статус промысловых газопроводов. То, что наши газопроводы длиннее на несколько тысяч километров, их статус от этого не меняется. Если следовать простой логике, (мы) тоже можем, наверно, рассчитывать на такую трактовку".
Медведев говорит, что Газпром хочет пользоваться на еврорынке плодами высокой конкуренции, которая позволяет ему в этом году экспортировать даже меньше газа, но по более высокой цене. Однако "без особого статуса (для Газпрома) риски энергобезопасности (для Европы) возникнут очень быстро".
Медведев говорит, что прошедшие зимой переговоры о пересмотре цен увеличат экспортную выручку концерна в 2012 году. При этом, он не исключает, что сам экспорт будет меньше анонсированных 154 миллиардов кубометров.
"Если есть возможность продать (то нужно продавать) два яблока вместо пяти яблок с тем же эффектом. Мы говорили, что экспорт будет 154 (миллиардов кубометров), но если даже будет 150 (миллиардов кубометров), то эффект по выручке не снизится. Выбирая между 154 по более низкой цене и 150 по более высокой, наши предпочтения - проэкспортировать 150", - заявил Медведев, отметив, что после ценовых переговоров "выручка будет не меньше чем при 164 (миллиардов кубометров).
При этом, он не исключает, что экспорт превысит планы. "Апрель идет не просто выше 150-миллиардного графика, он идет выше 164- миллиардного графика, это связано с простым фактом, что газ из подземных хранилищ (в Европе) был активно использован в январе- феврале, теперь началась закачка (в хранилища) в Европе, поэтому заявки выше даже графика 164 (миллиарда кубометров в годовом исчислении)".
На экспорт приходится половины выручки Газпрома, который, стремясь избавиться от зависимости от стран-транзитеров, форсирует создание обходных коридоров. Первый из них - Северный поток по дну Балтики заработал осенью 2011 года, а Южный поток через Черное море на Балканы концерн обещает начать строить в конце года, приняв финальное инвестрешение в ноябре.
"Могу заранее сказать, что оно будет положительным, потому что все экономические показатели, капзатраты и тариф абсолютно конкурентоспособны. Южный поток на 100 процентов конкурентоспособен".
Другой гигантский проект Газпрома - Штокман, в отличие от трубопроводов, регулярно переносится. Весной принятие инвестрешения в очередной раз было перенесено на лето. Медведев говорит, что акционеры Штокмана, изначально ориентированного как на трубный, так и на сжиженный газ, думают о возможности отказа от подачи топлива в "трубу".
"Вариант "только СПГ" рассматривается, это одно из возможных решений".
Источник в Газпроме накануне также сказал Рейтер, что Штокман может производить только СПГ. Газпром и его партнеры по арктическому проекту - Total и Statoil вынуждены думать над новыми параметрами проекта, столкнувшись с тем, что государство не спешит предоставить Штокману налоговые льготы.
"Сейчас готовится модификация бизнес-модели сотрудничества с иностранными партнерами, которая позволит на экономические параметры проекта взглянуть и им, и нам по-другому".
Медведев ограничился пояснением, что новая модель описывает, "как партнеры будут делить риски и выручку в определенных сценариях".
"У партнеров, несмотря на долгие дискуссии, вера в СПГ вернулась к ним, а у нас она никогда не пропадала. Я уверен в хорошей перспективе Штокмана", - оптимистичен Медведев.