Пресс-секретарь Государственного пограничного комитета Беларуси Александр Тищенко заявил, что политикам, которым было отказано в выезде за рубеж, стоит лично выяснять причины внесения их фамилий в базу невыездных в других органах, в первую очередь в территориальных подразделениях департамента по гражданству и миграции МВД, а также в структурах, которые наделены правом включать граждан в такую базу, передает БелаПАН.
Согласно закону "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь" правом пополнять списки наделены суды, военные комиссариаты, органы уголовного преследования, учреждения пенитенциарной системы, организации, заключившие с гражданами договоры о допуске к государственным секретам.
Как сообщалось, 7-11 марта в Литву не смогли выехать председатель Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько, член политсовета ОГП Александр Добровольский, лидер Белорусской партии левых "Справедливый мир" Сергей Калякин, активист движения "За Свободу" Виктор Корнеенко и правозащитник Валентин Стефанович. Позже им удалось попасть в Вильнюс "окольными путями". В то же время беспрепятственно прошли границу лидеры партии БНФ Григорий Костусев и Алексей Янукевич, представители движения "За свободу!" Юрий Губаревич и Алексей Ковалец.
Комментируя такое «неравноправие», Лебедько заявил, что, выпуская одних политиков и не выпуская других, "власть хочет вбить клин в оппозицию: одним - зеленый свет, другим - красный".
Между тем, МВД Беларуси отрицает как существование списка невыездных оппозиционеров, так и какие-либо изменения в правила выезда за рубеж.
"Правила не менялись. Даже не знаю, о чем вы говорите", - прокомментировал начальник управления информации и общественных связей (УИОС) МВД Константин Шалькевич заявления оппозиционных политиков о формировании "черного списка" невыездных (цитата Interfax.by).
Начальник Департамента по гражданству и миграции МВД РБ Алексей Бегун также ничего не слышал о списках невыездных оппозиционеров.
"Я не знаю, кто там им проставлял штампы и кто их пропускал. У нас нет соответствующей информации по этому вопросу. По крайней мере, по этим фактам мы никакой информацией не владеем", - сказал Бегун Еврорадио.
По его словам, обращаться за объяснениями необходимо к тем, кто выносил решение об ограничении права этих людей на выезд. Правда, куда надо писать, Бегун уточнить не сумел.
В конце февраля прошла информация о «списке 108 оппозиционеров», которым ограничен выезд из страны. А чуть позже Генпрокуратура РБ разъяснила, что оппозиционерам, призывающим к санкциям в отношении Беларуси, может быть ограничен выезд за рубеж.
Согласно упомянутому закону право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если он (1) осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну; (2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, - на срок, установленный органом уголовного преследования; (3) осужден за совершение преступления, но не более чем до отбытия наказания или освобождения от наказания либо до истечения срока отсрочки исполнения наказания или испытательного срока; (4) за ним установлен превентивный надзор; (5) не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами; (6) ему предъявлен гражданский иск в суде, - на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу; (7) является должником по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицом; (8) уклоняется от явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве.