"We are S.H.O.P.P.I.N.G. (Pet Shop Boys)"
Ключевым событием следующей недели и уходящего февраля 2012 года политической жизни Евросоюза с точки зрения среднестатистического жителя страны, расположенной в центре Европы, станет запланированное мероприятие, которое окончательно прольет свет на многие неясные детали ядовито пахнущей лоббистской кампании, начатой белорусскими властями при активной поддержке местной и находящейся в «вынужденной эмиграции» оппозиции, а заодно позволит определить как рыночную цену политических услуг, предоставляемых отдельными панельными странами-членами ЕС, так и стоимость схем, позволяющих обойти введенные ЕС экономические санкции против Беларуси.
Речь, как можно догадаться, идет о запланированном на 27 февраля заседании министров иностранных дел стран Евросоюза (СМД ЕС), на котором планировалось, но, судя по распространенной в минувший четверг повестке дня мероприятия, не будет рассмотрен вопрос об усилении санкций против Беларуси за счет расширения списка невъездных белорусских чиновников и бизнесменов и перечня белорусских компаний, с которыми не стоит вести бизнес.
Тема расширения европейских санкций против белорусского режима, в первую очередь за счет включения в список невъездных близких или формирующих «семейный круг» белорусских бизнесменов, педалируется еще с прошлого года. Власти Беларуси, безусловно, предприняли определенные контрмеры, в числе которых в видимом спектре стали инициатива «Офиса за демократическую Беларусь» о необходимости сокращения списка невъездных и призывы к новому этапу диалога с белорусскими властями.
Напоминать детали этой эпопеи нет смысла – звучало множество различных мнений и взаимных обвинений, ходило множество слухов и сплетен, включая мистические миллионы, которые белорусские бизнесмены готовы заплатить тому, кто вычеркнет «нужную» фамилию из черного списка. Но у любого айсберга есть и подводная часть.
О включении вопроса о санкциях против Беларуси в повестку заседания СМИД ЕС 27 февраля сообщил побывавший в Минке директор департамента по вопросам России, Восточного партнерства, Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешнего действия ЕС Гуннар Виганд еще 9 февраля на встрече с представителями оппозиции и власти. Минувшей ночью агентство РИА-Новости со ссылкой на дипломатический источник подтвердило, что якобы министры иностранных дел стран ЕС действительно одобрят расширение санкций против Беларуси.
Однако в повестке дня СМИД ЕС белорусский вопрос не значится: Сирия, Египет, Южный Кавказ, Сербия с Косово, мирный процесс на Ближнем Востоке включены в повестку, а Беларуси там нет. Даже в пояснительной записке к повестке дня упоминается о заседании совета по сотрудничеству между ЕС и Таджикистаном, но нет ни намека на белорусскую тему.
Европейские политики шифруются? Или вводят в заблуждение «противника» (белорусские власти)? Возможно и такое. Но хотелось бы обратить внимание на еще одно событие этой недели из экономической жизни страны для народа, на которое, кстати, указывают и правильные источники в дипломатических кругах Евросоюза.
Словенская компания «RIKO d.o.o.» выиграла тендер на строительство в историческом центре Минска комплекса на базе пятизвездочного отеля «Kempinski» стоимостью около 100 миллионов евро к ЧМ по хоккею-2014. Эта же компания получила добро на строительство комплекса из 81 жилого помещения и коммерческой недвижимости.
Суть первого же вопроса, вызванного итогами тендера, сводилась к следующему: что понудило словенскую компанию, специализирующуюся на технологическом инжиниринге и электроэнергетике, влезать в девелоперские проекты на территории «последней диктатуры в Европе», вдобавок на фоне провала российской Итеры с проектом Минск-Сити. Ведь по сравнению с капиталами и деловой активностью Итеры Рико выглядит этаким частным предпринимателем.
Кроме того, словенская компания подтвердила, что своих денег на финансирование проекта у нее нет. Как сообщалось, большую часть финансирования застройщик намерен покрыть собственными средствами, оставшаяся сумма будет обеспечена за счет кредитов словенских и иностранных банков. Никто не сомневался, что словенская компания выиграла гостиничный тендер в Минске не потому, что она – «Рико» и за 10 с лишним лет реализовала в Беларуси более 30 проектов по модернизации предприятий деревообработки и машиностроения, и даже не потому, что А.Лукашенко лично знает совладельца этой компании Янеза Шкрабеца и по его приглашению в далеком 2004 году катался на лыжах на словенском курорте, а лишь потому…
Правильные источники в европейских дипломатических кругах утверждают, что участие словенского бизнеса в этом проекте является ценой, которую власти Словении запросили за блокирование рассмотрения вопроса о расширении санкций против Беларуси на уровне Совета Евросоюза.
Такая возможность у этой страны, как члена ЕС, безусловно, есть. Но Словения может лишь затянуть по времени принятие решения о расширении санкций, но никак не похоронить эту тему. Впрочем, этого – отсрочки по времени – вполне достаточно для белорусской стороны. Ведь вся кампания с привлечением оппозиционеров и политического лоббиста в виде целой европейской страны затевалась для решения, в первую очередь, задачи минимум – предоставить возможность белорусским бизнесменам подготовиться к возможным санкциям.
Недостающую деталь в санкционном пазле помогла найти сама «Рико», разместив на сайте пресс-релиз о своей победе в тендере.
«Строительство гостиницы «Кемпински» оценено в 57 миллионов евро, в то время как стоимость возведения всего комплекса составляет более 100 миллионов евро… Инвестором проекта выступает компания СООО «Элит Эстейт», Беларусь», - говорится в сообщении.
Элит Эстейт – название, которое знает каждый белорусский пионер, поскольку это гостиничная сфера бизнес-империи Юрия Чижа, одного из наиболее близких к Лукашенко бизнесменов и наиболее вероятного очередного номинанта на попадание в список невъездных.
Таким образом и выстроена схема ведения бизнеса (ввода своих же, зарытых в Европе, денег в страну) в условиях экономических санкций. Де-юре проект реализует словенская Рико, на которую никакие санкции не распространяются. Де-факто, гостиницу и жилье строит контролируемое Чижом Элит Эстейт, вливая в этот проект 50 млн. евро, причем своих или, как утверждают злые языки, «семейных», то есть личных денег Лукашенко.
Независимо от того, будет ли СМИД ЕС рассматривать вопрос о расширении санкций или нет, это уже не окажет влияния на реализацию проекта. Тему можно считать закрытой - белорусские власти, прикупив Словению, сделали свое дело, при этом ничуть не обидев словенского бизнес-партнера. За свои услуги Рико получила два контракта с РУП "Минскэнерго" на 54 млн евро на строительство двух подстанций и прокладку кабельных линий.
В общем расценки на услуги политических проституток и стоимость схем в обход санкций понятны и достаточно прозрачны. Но во всей этой истории с Чижом и Рико есть еще два момента – положительный и отрицательный. Отрадно то, что упомянутые 50 млн. евро Чижа или семьи вкладываются в экономику страны, поскольку могли бы вообще не вернуться. Плохая же новость заключается в том, что если это действительно деньги семьи, то остается лишь смириться с тем, что Лукашенко – это еще надолго.
В заключение хотелось бы отметить, что проект «Кемпински» - это лишь один из эпизодов в санкционной возне. Ведь помимо Чижа в списке номинантов на статус «невъездного в Европу» фигурируют Александр Шакутин (Амкадор), Александр Садовой (Белтехэкспорт) и т.д.
Олег Мусловец, 24 февраля 2012 года