А.Лукашенко поставил крест на предложенных правительством, и в частности Минэкономики РБ, изменениях в программу приватизации на 2012 год. Основные тезисы так называемого «приватизационного» прорыва, предполагающего льготную приватизацию 2,6 тыс. белорусских предприятий, были озвучены на состоявшемся во вторник заседании Совмина РБ.
"Предлагается осуществить комплексный подход к приватизации, сохранив контроль государства над 50% экономики. Первым шагом станет продажа малых и средних предприятий, что сформирует условия для повышения зарплаты. Предлагается передать 619 предприятий за 1 базовую величину (35 тыс. руб) с учетом невозможности выхода их на безубыточную работу без господдержки, для которой сегодня нет источников", - сообщил во вторник замминистра экономики Александр Ярошенко.
"Вторым шагом станет приватизации более 2 тысяч предприятий на аукционе, назначив стартовую цену в размере 20% от стоимости активов», - продолжил он, объяснив скидку низкой результативностью объявленных в текущем году аукционов - на уровне 60%.
Во-первых, предложение Минэкономики очень похоже на вкусную сладость, которую власти страны хотят подсунуть МВФ в надежде на вторую программу кредитования.
Во-вторых, такой подход, учитывая бессмысленность вливания бюджетных средств (господдержки) на протяжении долгих лет в сотни предприятий-банкротов, можно было бы назвать «правильным и грамотным шагом» со стороны властей при условии, что такая приватизация осуществляется без дополнительных условий типа погашение со временем всех выданных кредитов и ссуд, включая штрафы и пеню, безусловное сохранение рабочих мест и т.д. и т.п.
Однако, в третьих, не выставь власти такие условия, все выставленные за 4 доллара предприятия оказались бы распроданными в первый же день приватизации из-за принадлежащих им строений и куска земли, а большая часть работников таких предприятий уже на второй день под руководством нового собственника были бы отправлены на поиски заработка в соседние страны.
Кроме того, в-четвертых, такая приватизация не спасла бы экономику и бюджет страны, хотя в определенной степени и позволила бы в итоге сэкономить какие-то деньги на отказе от безвозмездного бюджетного кредитования.
Впрочем, в совокупности со всеми остальными предложениями правительства при условии их безусловного выполнения (реализации) такие приватизационные идеи увенчались бы определенным успехом и дали бы пусть и слабый толчок предпринимательской инициативе, в первую очередь в регионах – лучше уж что-то, чем вообще ничего.
Но предложение Минэкономики еще в ходе обсуждения на Совмине подверглось критике со стороны генерал-губернаторов, обвинивших «авторов» изменений в планы приватизации и проекта прогноза-2012 в том, что они оторвались от жизни и давно не бывали на предприятиях в объятиях трудового народа. Особые возражения вызвала предлагаемая стоимость таких предприятий.
«Вы предлагаете продать строительное предприятие за цену 2-х экскаваторов. А у него таких экскаваторов числится 11 штук», - аргументировано возражал губернатор Гродненской области Семен Шапиро.
И подобных аргументов – от сохи - со стороны местных бояр было немало. Спустя два дня на помощь местной власти пришел сам Лукашенко.
"Насколько рационально используется наше наследство - это первый вопрос, на который мы должны дать прямой ответ", - заявил он сегодня на совещании по вопросам распоряжения государственным имуществом. - "Считаю, что здесь, зачастую, чрезмерно много надежд возлагается на зарубежные капиталовложения. Прежде всего, мы сами должны рационально и эффективно использовать то, что имеем, преумножая, развивая и укрепляя нашу собственность".
Поставив крест на приватизационных планах, Лукашенко объяснил "рыночному правительству Мясниковича-Румаса" свое решение, постоянно тыкая носом в формализм, бесхозяйственность и безответственность.
Он отметил, что мнению правительства процедуры принятия решений в сфере распоряжения госимуществом "слишком забюрократизированы, а потому (члены правительство) «настоятельно хотят передать ряд полномочий и президента, и своих на места - министерствам, местным органам, руководителям предприятий".
"Чрезмерная бюрократизация недопустима. Тот факт, что на сегодняшний день все еще не используются более 2 тыс. гособъектов недвижимости общей площадью 840 тыс. кв. м, является бесхозяйственностью. Может быть, даже преступной", - отчасти согласился Лукашенко.
"Но виноват ли в этом только действующий порядок управления? Не думаю", - подвел он итог краткой дискуссии.
"Правительство плачет, что у них не хватает полномочий. Что мешает работать сейчас?", - спросил А.Лукашенко, напомнив, что ранее были приняты решения, ускоряющие процесс передачи госимущества, в том числе за одну базовую величину.
"Давайте по итогам года спросим с губернаторов, почему они не используют то или иное здание, или оно не законсервировано", - предложил он.
«Работа по вовлечению в хозяйственный оборот не используемого госимущества носит бессистемный характер, насквозь пронизана формализмом и безответственностью. Не ведется работа по привлечению инвесторов, около половины не используемых объектов были попросту списаны либо законсервированы… Выявлены многочисленные нарушения при сдаче госимущества в аренду. От формализма при проведении инвентаризации, до полной бесконтрольности за перечислениями в бюджет средств, полученных от аренды", - сообщил Лукашенко.
Кроме того, по его словам, в сфере управления принадлежащими государству акциями и долями в уставных фондах субъектов хозяйствования соответствующие органы должным образом "не выполняют функции владельческого надзора".
"Представители государства там, по существу, бездействуют, при этом получая вознаграждение за свою так называемую работу", - добавил Лукашенко.
В итоге весь негатив он назвал "зоной ответственности власти на местах, в министерствах, облисполкомах, на предприятиях".
"Именно эта работа должна давать отдачу, быть максимально эффективной", - потребовал Лукашенко.
Раздеваться и работать – и не придется продавать за бесценок 2,6 тыс. субъектов народного достояния. Статус-кво хозяина в белорусском колхозе можно считать полностью восстановленным…