Цена обещаний А.Лукашенко и представителей власти – ноль рублей 00 копеек. Этот тезис сегодня с успехом доказал первый вице-премьер В.Семашко, заявив в парламенте, что не сможет принести в клюве 1 млрд. долларов до конца июня.
Следует отметить, что лично Семашко не брал на себя такого обязательства. За него это сделал сам А.Лукашенко. Рассуждая на совещании 8 июня о том, что у правительства и Нацбанка РБ есть всё необходимое не только для удержания единого курса рубля, но и для обеспечения «динамики» валютного рынка, он в качестве аргумента сказал: «До конца месяца вам Семашко еще один миллиард (долларов) передаст», - сказал Лукашенко, требуя от правительства и Нацбанка срочного решения проблемы валютного кризиса.
После совещания глава администрации В.Макей окончательно закрепил на шее Семашко миллиардный хомут.
"Еще один миллиард долларов из других источников поступит в ближайшее время в Беларусь", - сказал Макей.
Сегодня первый вице-премьер признал, что не справился с задачей государственной важности. И пообещал исправиться в июле.
"Прорабатывается возможность привлечения на приемлемых условиях кредитных ресурсов в размере не менее $1 млрд в виде товарного кредита под экспортную выручку от продажи калийных удобрений или активы "Беларуськалия". Я думаю, эти деньги поступят нам в конце июля", - заявил сегодня Семашко.
Вместе с тем, он попытался объяснить происхождение 1 млрд., сообщив депутатам, что 1 млрд. будет перечислен стране в качестве предоплаты за поставки калия или продажи акций Беларуськалия. Однако обе версии не выдерживают критики – в данном случае верить Семашко, не уважать самого себя.
Предположим, Уралкалий выбьет кредит в том же Сбербанке и перечислит эти деньги в качестве оплаты будущих экспортных поставок белорусских калийных удобрений. На валютный рынок эти деньги не попадут, и скорее всего будут вброшены в очередные амбициозные проекты белорусских властей. Зная местные аппетиты, за неделю от миллиарда ничего не останется.
В то же время 1 млрд. – это примерно полугодовая экспортная выручка предприятия. За чей счет эти полгода будет существовать Беларуськалий, Семашко не пояснил.
Вариант с предоплатой за акции Беларуськалия выглядит и вовсе фантастическим. Какой инвестор, зная все печальные моменты белорусской приватизационной истории, рискнет сегодня внести предоплату за акции любого белорусского предприятия, не говоря уже о стратегическом активе – Беларуськалии, до того, как будут согласованы все вопросы и подписаны все необходимые документы и гарантии. Ведь риск расклада «внес миллиард и ждешь еще 5 лет завершения сделки» можно оценить как 99 к 1-му. В общем, вряд ли можно назвать российского олигарха Керимова идиотом.
Остается лишь одна версия, которая объясняет всё, и в первую очередь пролонгацию еще на месяц срока доставки 1 миллиарда. Этих денег нет в природе и не будет вообще. Придуманный 1 млрд. долларов, как и ранее озвученные А.Лукашенко 3 млрд. долларов (тоже предоплата за будущие поставки товаров), выполняют роль убойной дозы валидола, которая должна была успокоить и убедить белорусских граждан в том, что ситуация поправима и все нормализуется в считанные недели.
Пилюля, надо признать, сработала, как в апреле сработало заявление о том, что со дня на день будет перечислен кредит антикризисного фонда ЕврАзЭС, как сработали в мае 6 млрд. (3 млрд. кредита + 3 млрд. предоплаты) А.Лукашенко, как вся страна уже три месяца подсчитывает приватизационный доход от продажи госпакетов акций МТС и Белтрансгаза.
Но вечных лекарств не бывает. Уже очень скоро действие агитпроповского дурмана развеется и граждане начнут понимать, что валюты не будет еще ну очень долго. А ближайшее поступление валюты в страну можно ждать не раньше октября – второй транш кредита АФ ЕврАзЭС в сумме 400 млн. долларов.
Будет ли все хорошо? - Всё будет просто зашибись…