Так уж случилось, что в объявленный белорусскими властями год предприимчивости страна вошла в такой экономически штопор, масштабы которого было сложно спрогнозировать даже в разгар мирового экономического кризиса. И хотя позади уже три месяца валютного кризиса, приведшего к очередной официальной девальвации нацвалюты почти на 55%, поставленную перед правительством задачу – любой ценой дать толчок развитию малого частного бизнеса и предпринимательства – пока никто не отменял.
Но каким образом власти могут подтолкнуть белорусских граждан, которые за годы чрезмерной социальной заботы со стороны властей через реализацию лозунга «чарка-шкварка» разучились брать на себя хоть какую-то ответственность, к созданию своих предприятий, тем более на фоне текущих проблем.
Да, есть директива №4, которая, правда, носит декларативный характер. Да, есть ощутимые шаги по упрощению администрирования и налогообложения, что могло бы сыграть некую небольшую роль в случае отсутствия столь очевидных экономических проблем. Однако этого явно недостаточно, чтобы подвигнуть ту часть населения, которая еще имеет потенциал и желание, на очередной раунд игры с высокой долей риска под названием «частный бизнес в синеокой».
Между тем белорусские чиновники все чаще, рассуждая о необходимости привлечения инвестиций в экономику страны, намекают на средства именно белорусских, а не иностранных инвесторов. Заявления о том, что на руках у населения находятся неработающих 12-14 млрд. долларов (данная оценка вызывает много вопросов), призваны не только убедить определенную часть населения в необходимости принести эти деньги в банки, но и звучат в надежде на то, что часть этих активов будет влита в экономику через создание малых предприятий или приватизацию госсобственности (попутные производства и непрофильные активы белорусских госпредприятий, часть которых власти намерены дробить – один из пунктов антикризисной программы действий).
Наивно? Даже более чем.
Во-первых, проявлению деловой инициативы не способствует политическая обстановка в стране. Истерика властей, проявившаяся в событиях 19 декабря 2010 года, уже привела к резкому росту предложения на рынке готового бизнеса. Но поскольку покупатели де-факто отсутствуют, многие предпочли переместить свой бизнес в более политически предсказуемые регионы, такие как Россия и Украина. Те, кто хотел бы делать деньги на родине, затаились и ждут слабого проблеска адекватности, пусть и под воздействием извне, со стороны авторитарного режима.
Угрюмая политическая обстановка сказывается и на настроениях потенциально активных граждан, оценивающих текущую ситуацию фразами «Северная Корея», «синеокая тюрьма», «зона несвободы посреди континента» и более эмоциональными высказываниями. Но кроме политики есть и другие объективные препятствия.
В стране до сих пор не созданы равные условия для всех субъектов хозяйствования. При этом вопрос доступа к госзаказам даже не рассматривается. Наличие всевозможных свободно-экономических зон, инфо и технопарков с льготным налогообложением, попасть в которые можно лишь с тем направлением бизнеса, которое никоим образом не создает конкуренции уже зарегистрированным резидентам, ставит крест на таком понятии как «конкуренция» и не оставляет шанса для желающих создать аналогичный бизнес за пределами местных офшоров.
"У нас намечается грандиозный проект, который может не уступать "Сколково", а может, даже где-то интереснее. Это белорусско-китайский индустриальный парк. Мы сейчас завершили очередной тур переговоров. Площадка под этот объект уже определена в районе Национального аэропорта Минск площадью 5,5 тыс.га. В ближайшее время будем выходить на главу государства с предложениями о характере межправительственного соглашения и механизме реализации этого проекта", - сообщил в минувшую среду премьер РБ М.Мясникович, который никак не может запустить Белку в космос, и под патронажем которого парк высоких технологий до сих пор не осилил уровень экспортной выручки, установленный еще 5 лет назад.
Можно лишь порадоваться за те десятки тысяч китайцев, которые благодаря белорусскому премьеру получат в столице Беларуси прописку, работу и наймут белорусов в качестве чернорабочих.
Но СЭЗы и парки – это лишь часть того процесса монополизации страны, который усиливается с каждым днем. Несмотря на все упрощения администрирования и налогообложения, создание рассчитанного на долгосрочную перспективу частного бизнеса в тех сферах, где уже есть игроки, сегодня упирается в колоссальное противодействие со стороны госорганов власти. Речь идет об обычной коррупции - у владельцев/соучредителей большинства занявших ту или иную нишу предприятий нужные должности во властных структурах занимают мамы, папы, братья, сватья, дяди, тети, товарищи по школьной парте и песочнице в детском саду и т.д. А потому желающего стать владельцем небольшой фермы, пары-тройки станков, производственной линии, кафе на 3-4 столика чиновники обязательно замордуют всякими ТО, ТУ, бизнес-планами, обязательствами по соцнагрузке и различными мерами противо-ураганной и ядерной защиты.
Даже когда речь идет о создании импортозамещающего производства, белорусские чиновники в первую очередь приложат максимум усилий для того, чтобы четко, то есть в цифрах (долях), обозначить интерес государства к данному проекту. Чем больше бумажек необходимо представить для старта бизнеса, тем меньше шансов, что усиленные антимонопольные и антикоррупционные меры хоть как-то помогут изменить ситуацию.
Не дождался пока еще существующий и потенциальный бизнес обещанных шагов со стороны властей в решении такой ключевой проблемы как частная собственность. До тех пор пока в стране существует диктатура конфиската, когда за каждый неверный чих арестовываются счета и имущество предприятий, о предприимчивости лучше не вспоминать. Большинство законов, регулирующих бизнес, написаны так, что их невозможно не нарушить. И бизнес даже готов нести ответственность за такой маразм. Но как можно оплатить штрафы, если через конфискат и арест счетов/имущества бизнес лишается главного – орудия производства.
Созданию новых и развитию действующих малых и средних предприятий препятствует высокая стоимость расходов, не связанных с непосредственной деятельностью предприятия. Речь идет об аренде. Эта проблема уже проявилась в марте-апреле текущего года, когда многие предприятия из-за нехватки валюты (отсутствия возможности приобрести импортные товары, сырье) были вынуждены ужимать бизнес: съезжать в более тесные и дешевые помещения. Официальная 55% девальвация, которая в полной мере проявится в июньских счетах за аренду, уложит не одну тысячу малых предприятий по стране.
Между тем, бизнес не может исключить аренду из своих расходов благодаря действующему законодательному требованию – наличие юридического адреса. Современные технологии уже давно свели на нет актуальность этого требования – сегодня можно спокойно управлять предприятиям/производством, сидя на лавочке в парке или за столиком в кафе, не говоря уже об уютном рабочем месте в собственной квартире, что гораздо дешевле, чем выкладывать минимум 1500 евро в год за аренду жалких 15 квадратов.
В этой связи бизнес ждет предприимчивости от властей. Ничто не мешает последовать столь часто упоминаемому чиновниками европейскому опыту и избавить малый бизнес от арендного оброка через возможность регистрации юридического адреса по «почтовому ящику». В том же Минске полно полупустующих административных зданий, в которых можно сдавать такие миниофисы за 50-100 долларов в год (к примеру в Хельсинки такая услуга обходиться в 100 евро за год), обязав при этом бизнесменов не реже 1-2 раз в месяц проверять входящую корреспонденцию, что предотвратит возможные отмазки «а я не знал», «не получал» и т.д.
Такое решение несколько подорвет доходы управления делами президента и ряда других владельцев коммерческой недвижимости. Но тут надо выбирать: или доходы узкой группы людей или поддержка действующих/создание новых малых предприятий.
Но главное заключается в том, что властям необходимо в корне изменить отношение к ныне действующим и будущим «буржуям» ((с) А.Лукашенко). Пора забыть о заявлениях типа «Мы (власть) создали вам (бизнесу) все условия, а потому вы должны работать… ».
Бизнес уж точно властям не должен за то, что он есть, в то время как чиновники могут нажать на калькулятор. Создание 1-го рабочего места в Минске обходиться государству в 14-16 тыс. долларов. Если это место создает частник в виде унитарного предприятия или ОДО, то речь идет как минимум о 3-х рабочих местах. Это экономия 50 тыс. долларов для властей плюс последующие налоги, сумма которых будет лишь увеличиваться в случае успешного развития данного предприятия. За счет этих налогов чиновники и получают свою зарплату, которую почему-то забывают отрабатывать.
Кроме того, необходимо понять, что малый и средний бизнес создается не для того, чтобы решать проблемы, за которые отвечают власти – обременение бизнеса всевозможными социальными и инфраструктурными нагрузками. МСБ не будет строить дороги и тянуть коммуникации – для этого он опять же платит налоги в бюджет. Если же власти хотят переложить проблемы государственного характера на бизнес, то возникает вопрос – на кой … бизнесу вообще упали такие госорганы управления.
Впрочем, высокомерное поведение белорусских чиновников «А кто ты такой, чтобы давать советы.. (к примеру) мне, министру…» не оставляет никаких шансов на то, что здравые идеи и предложения будут услышаны наверху. Если еще год назад бизнес ждал предприимчивости от чиновников, то сегодня он уже просто устал стучать головой в наглухо заколоченную дверь.
Хотя не исключено, что большая часть руководителей белорусского социалистического колхоза довольна таким положением дел. Так проще: дал команду - и вся страна упала и отжалась…