Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Крупный влет на геополитической конвертации

Паническая истерика белорусских властей и, в первую очередь, А.Лукашенко, проявившаяся в силовом разгоне митинга 19 декабря 2010 года, уже обходится не просто дорого, а очень дорого стране.

Еще осенью прошлого года эксперты предупреждали, что действия властей, направленные на выполнение любой ценой известных обещаний белорусского правителя, обернуться серьезными экономическими последствиями для страны в начале 2011 года. Власти также понимали, что придется платить экономическую цену за накачку предприятий и населения кредитами и зарплатами. А потому события на площади вызвали не удивление, а оторопь.

Официальная версия (объяснений) событий того дня и продолжающейся вплоть по сей день политической расправы над участниками митинга сводится к следующему: Запад попытался ввести белорусские власти в заблуждения обещанием конфетки за демократические выборы, а на самом деле, используя отдельных кандидатов в президенты, готовил государственный переворот. Однако эта версия попросту абсурдна.

Напомним, о какой конфетке идет речь. Посетившие в ноябре Беларусь министры иностранных дел ФРГ и Польши Г.Вестервелле и Р.Сикорски пообещали, что в случае проведения выборов, похожих на демократические, Евросоюз будет готов предоставить Беларуси в течение 2011-13 годов кредитную помощь на 3 млрд. евро. Эта сумма не вызвала восторга в Минске, ожидавшего срубить гораздо больше хотя бы на той же России за ратификацию документов по формированию ЕЭП.

"Миллиарды ради миллиардов, инвестиции ради инвестиций нам не нужны. Если они (деньги) будут обставляться политическими условиями, то они нам не нужны", - заявил еще 4 декабря (за 2 недели до дня голосования) глава президентской администрации Владимир Макей.

После этого состоялась поездка Лукашенко в Москву, из которой он, судя по освещению и комментариям в белорусских государственных СМИ, вернулся «победителем». Уж что пригрезилось белорусскому правителю после общения с президентом РФ Д.Медведевым, а также высокопоставленным чиновникам типа В.Семашко, сказать сложно, но белорусская избушка на курьих ножках моментально развернулась к востоку передом, а к Европе задом.

В обсуждениях победы и успехов на восточном фронте, а также в предвкушении возврата к сверхдоходам от переработки беспошлинной российской нефти, как-то быстро позабылись и все обещания перед российской стороной. Речь идет не только об обещании Лукашенко Медведеву не применять силовых методов против оппозиции, но и ряде обещаний экономического характера, невыполнение которых по сей день является одним из основных препятствий в выделении кредита по линии антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Вместе с новым 2011 годом в страну пришли и прогнозируемые экономические сложности, масштаб которых сегодня вызывает неподдельное удивление у многих международных экспертов. И белорусские власти запросили у России кредитную поддержку в виде госкредита на 1 млрд. долларов и кредитов антикризисного фонда на 2 млрд. долларов. Точнее сказать, подтвердили еще поданные во второй половине 2010 года кредитные заявки.

Но в этот раз, как и в предыдущий, когда Россия вместо обещанного кредита в 1 млрд. долларов выделила всего 500 млн., события стали развиваться не по нарисованному в администрации Лукашенко плану.

В итоге, как намедни еще раз на пальцах разъяснил ситуацию ненавистный для белорусских властей министр финансов РФ А.Кудрин, вместо 3-х миллиардов «сегодня после обеда», Беларусь может максимум рассчитывать в совокупности на 3 млрд. кредитов антикризисного фонда по 1 млрд. в течение 2011-13 годов.

То есть та же цифра и те же сроки, что предлагала Европа, но с той лишь разницей, что Вестервелле и Сикорски называли сумму в евро, а Кудрин в долларах. По текущим котировкам на мировом валютном рынке речь идет о чистом влете примерно на 1,26 млрд. долларов.

На самом деле потери куда больше. Заверши президентские выборы 19 декабря в духе всей избирательной кампании (театральная демократия), и Беларусь могла бы рассчитывать на текущую финансовую поддержку двух сторон – как Запада, так и России. Более того, относительно незапачканный в ходе той кампании политический имидж страны позволял спокойно возобновить отношения с МВФ для переговоров о новой программе кредитования на всю сумму, необходимую для поддержки экономики страны на весь период макроэкономическим реформ.

Речь идет о 8-12 млрд. долларов, к которым можно смело добавить около 5 млрд. долларов кредитов других международных финансовых институтов, не говоря уже о прямых иностранных инвестициях и дорогой (при нормальной политической обстановке в стране) приватизации белорусской госсобственности.

В таком развитии событий есть лишь один минус, если это можно назвать минусом – данный сценарий серьезно бы ослабил авторитарную (у)хватку Лукашенко за президентское кресло, а потому всё закончилось истерикой.

История не знает сослагательного наклонения. Однако у Беларуси еще есть шанс – ни одна из сторон (ни Европа, ни Россия) не захлопнула до конца калитку. Надо лишь найти политическую волю на решение политической проблемы, что возможно только после прекращения истерики.

Но последние заявления Лукашенко, а также действия правительства и других органов госуправления свидетельствуют о том, что истерика пока всех устраивает, а что-либо менять в стране для народа никто не собирается.



<Апрель 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Май 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Политика