Последнее обновление: 22.11.2024 12:20

Худший сценарий Нацбанка: «рыночный» наличный курс с потолком в 4 тыс.

Всплеск гражданского управления в виде саморегулируемых очередей в обменные пункты белорусских банков был недолгим. И дело не в том, что саморегулирование не пришлось по душе белорусам, отученным благодаря чрезмерной заботе со стороны властей принимать некие самостоятельные решения, не совпадающие с линией партии и правительства. Просто едва проявивший себя на фоне валютного дефицита «третий сектор» оказался быстро оттесненным от обменников совместными усилиями криминала и бизнеса.

В последний месяц обычные граждане не могли обменять рубли в банках, поскольку вся валюта уходила на пополнение оборотки валютчиков и конвертацию для работающих по серым и черным схемам импортеров. Криминализация наличного рынка усиливалась с каждым днем и ситуация естественно требовала некого вмешательства со стороны властей.

Предлагалось несколько вариантов, но ни один из них не решал главной проблемы – дефицита товара, в данном случае валюты. Единственным, по крайне мере, честным по отношению к населению, мог бы стать сценарий реального рыночного курсообразования на наличном рынке, вплоть до многократного изменения обменных курсов в пределах одного рабочего дня, без какого-либо вмешательства в этот процесс в виде экспертных советов Нацбанка и мудрых рекомендаций администрации президента. Но у белорусских властей как всегда не хватило политической воли и смелости на такой шаг.

Как уже известно, сегодня Нацбанк «вероломно» объявил об отмене всех ограничений по курсообразованию на наличном сегменте валютного рынка. Однако, как всегда, не обошлось без так называемых устных рекомендаций.

Первое, что смутило, это новые курсовые котировки, дружно выставленные банками в районе 4 тыс. рублей за доллар. В итоге подозрение подтвердилось.

Банки признались, что есть устная рекомендация держать курс на уровне 4 тыс. рублей за доллар. Нацбанк утверждает, что речь идет всего лишь об экспертном мнении, которое регулятор озвучил по просьбе самих же банков и при этом абсолютно не настаивает на том, чтобы банки придерживались этого мнения. Но… известную «корпоративную солидарность» белорусского банковского сектора никто пока не отменял.

Как собственно, никто (ни банкиры, ни представители Нацбанка) толком не смогли ответить на вопрос «А что в принципе меняет сегодняшняя либерализация?» или, говоря более простым языком, «Откуда появится валюта в обменных пунктах?».

Надежды на население

Вне всякого сомнения, ставка сделана на то, что скупавшее валюту население, оставшись без рублей на фоне резко взлетевших цен (только за апрель инфляция составила 4,5%), побежит в обменники сдавать валюту по новому курсу, который на 30% отличается от вчерашнего.

Определенная логика в этом есть. Да, многие, памятуя времена борьбы правоохранительных органов с черным рынком, боялись связываться с валютчиками: помимо конфискации всех имеющихся при задержании средств можно запросто нарваться и на краткосрочный отпуск в спецприемнике на Окрестина. Еще одной части населения совесть не позволяла сдавать валюту по курсу 4,0-4,1 тыс. рублей за доллар родственникам и знакомым. Эта группа граждан добавит приток валюты в обменники, однако и близко не сможет удовлетворить отложенный спрос на валюту со стороны импортеров, успевших уже отработать схемы конвертации наличной валюты в белорусский и валютный безнал и обратно.

Новый виток девальвационной спирали

По оптимистическим оценкам (с точки зрения властей) наличный сегмент валютного рынка переварит сегодняшнее решение Нацбанка через 2-3 дня, по пессимистическим – уже сегодня к вечеру.

Нацбанк РБ подтвердил, что по-прежнему не намерен выступать валютным донором для обменников, что вполне логично, зная структуру покупателей. А потому валюты в обменниках как не было, так и не будет. В итоге курс черного рынка, по мнению представителей банков и финансистов черного рынка, уже сегодня-завтра взлетит до 4,8-5,0 тыс. рублей за доллар.

В свою очередь, подобный тектонический сдвиг на наличном сегменте рынка моментально окажет своё воздействие и на внебиржевой рынок, котировки которого уже на этой неделе могут вырасти до 6,5 тыс. за доллар. (Следует пояснить, что такая разница между курсами наличного и безналичного рынка объясняется математически: таковы затраты на серо-черные схемы конвертации, включая реализацию товара через индивидуальных предпринимателей и финансовые «помойки»).

Фактически, речь идет о 100% девальвации белорусского рубля, хотя и таким значением уже сложно кого-то удивить. Не секрет, что многие крупные импортеры, осознав в марте-первой половине апреля, что нынешнее состояние валютного рынка страны – это не на месяц и не два, возобновили свою работу, подписывая контракты на поставку импортных товаров с эффективным курсом в 9,5-10,0 тыс. рублей за доллар.

Население же страны, которая на протяжении долгих лет декларирует особую заботу о своих гражданах, столкнется с новым витком цен в магазинах, пребывая при этом уже третий месяц подряд в роли подопытного кролика. (Может уже пора на улицы?)

Политический шаг

Хотелось бы верить, что в Нацбанке понимают все последствия сегодняшней валютной либерализации, на которую власти были вынуждены пойти в политических целях. В данном случае, речь конечно же идет об одном из главных условий России (А.Кудрина) по предоставлению белорусским властям кредита бюджетной поддержки за счет антикризисного фонда ЕврАзЭС – отмена всех ограничений и коридоров на валютном рынке. И накануне визита в Минск премьера РФ В.Путина (условная) либерализация наличного валютного рынка должна, по мнению Беларуси, ускорить принятие положительного решения российским Минфином.

«Надежда» умирает последней. Если бы белорусские власти усилили либерализацию наличного сегмента отменой официального валютного коридора, который Нацбанк намедни расширил аж на целых 4% пункта, то у «Надежды» были бы еще какие-то шансы пожить какое-то время. Однако, вряд ли отмена ограничений с «экспертным потолком» впечатлит министра финансов РФ, а характеристика переговорного процесса «очень напряженные» сменится на более оптимистичную. Тем более, как сказал сегодня Кудрин, «шли бы вы в МВФ или куда подальше – в третьи страны».

В итоге уже к концу мая белорусские власти после консультаций с банкирами, возглавляющими банки с иностранным капиталом, будут вынуждены принимать очередное политическое решение – новое повышение девальвационного потолка - и бороться с удивительной осведомленностью белорусских граждан о печальном опыте одной дружественной африканской страны под названием Зимбабве.

Выход из ситуации есть. Но до него уже не доползти…

Справочно: Решение об отмене ограничений на наличном сегменте валютного рынка автоматически отменяет недавнюю инициативу Нацбанка о продаже через Беларусбанк наличной валюты гражданам по официальному курсу на социально значимые цели: лечение и образование за рубежом, и т.д.



<Апрель 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Май 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Экономика