Решение правительства России о повышении с 1 мая экспортных пошлин на светлые нефтепродукты с 67% до 90% ставки пошлины на нефть фактически стало контрольным выстрелом в загибающуюся белорусскую нефтепереработку. Повышение ставки пошлины автоматически распространяется на белорусские НПЗ и превращает экспорт нефтепродуктов в резко убыточный вид деятельности.
Россия повышает пошлины до запретительного уровня в связи с резким дефицитом нефтепродуктов в России, фактически вынуждая нефтетрейдеров разворачивать экспортный поток нефтепродуктов обратно в страну. Белорусская нефтепереработка традиционно работала на экспорт, доходы от которого до недавнего времени покрывали убыточные поставки на внутренний рынок.
Белорусские НПЗ могут развернуть экспорт нефтепродуктов только в одном направлении – на российский рынок. И как говорят представители отрасли, это решение необходимо было принимать уже давно, не дожидаясь повышения экспортных пошлин на нефтепродукты в России.
Дефицит бензина российских АЗС, который по мнению властей РФ спровоцирован картельным сговором, привел к тому, что оптовая цена на тонну бензина А92 за 2 дня взлетела с 28 тыс. до 33 тыс. рублей, а спрос превышает предложение в 30 раз.
Белорусские НПЗ забиты под завязку светлыми нефтепродуктами и находятся на грани остановки из-за нехватки емкостей для слива сырья. Но начать поставки бензина на российский рынок заводы самостоятельно не могут в силу целого ряда законодательно-административных особенностей белорусской экономической модели.
Во-первых, для экспорта нефтепродуктов в Россию необходимо получить разрешение властей, что в принципе невозможно, поскольку одновременно действует несколько противоречащих друг другу «указиловок». А именно: (1) все нефтепродукты должны реализовываться через электронную площадку концерна Белнефтехим (Белорусский нефтяной дом); (2) все нефтепродукты реализуются через Белорусскую нефтяную компанию; (3) есть письмо концерна, разрешающее НПЗ осуществлять самостоятельную продажу нефтепродуктов, смысл которого не совсем понятен на фоне первых двух условий.
Между тем, «эксклюзивные» операторы рынка нефтепродуктов – электронная площадка и БНК – до настоящего момента даже пальцем не пошевелили для начала поставок нефтепродуктов на российский рынок. Более того, ситуация, которая сложилась в последнее время на электронной площадке, привела к снижению экспорта нефтепродуктов из Беларуси и, как следствие, затариванию НПЗ.
«Всё как-то очень непонятно… Все заявки на покупку нефтепродуктов выставляются по цене ниже себестоимости, а новых участников к (электронной) площадке просто не подпускают», - сказал представитель компании, имеющей доступ к электронным торгам.
(Справка: за доступ к электронной площадке торговли нефтепродуктами трейдер должен внести депозит на счет Белнефтехима в размере 25 тыс. долларов. По крайней мере, такой тариф существовал несколько лет назад, и вряд ли он понизился за это время.)
В общем, сотни миллионов валютной выручки, которую так упорно ищут Нацбанк РБ и правительство, покоятся в резервуарах белорусских НПЗ. Однако сегодня в стране некому принимать меры по урегулированию ситуации в нефтянке.
Так, отвечающий за нефтянку В.Семашко со свитой из руководства Белнефтехима и БНК сегодня пытается уболтать друга белорусского народа Уго Чавеса вытащить из кубышки пару-тройку миллиардов долларов на приватизацию белорусских НПЗ и МАЗа, или сделать частичную предоплату по реализуемым в этой стране проектам (пара-сотня миллионов на поддержание штанов). В свою очередь, тот, кто может заставить чиновников за сегодня-завтра-послезавтра решить невыполнимую задачу, улетел на неопределенный срок в Туркмению на поиски денег, а заодно и альтернативных нефти и газа.
Впрочем, белорусский агитпроп может обернуть сложившуюся ситуацию в свою пользу. Мол, местные шаманы эксперты предвидели дефицит нефтепродуктов в России и последующее повышение ставки экспортной пошлины до 90%. А потому и создали запас бензина на белорусских НПЗ, чтобы в трудный момент прийти на выручку братскому российскому народу: от голода спасли, от пожаров, а теперь и бензином подсобили. В общем, Не может Россия существовать без Беларуси…
Тем временем, текущий убыток Мозырского НПЗ достиг $60 млн. (2010 год предприятий закончило с прибылью $40 млн.), что вымыло почти все оборотные средства, и сегодня 95% поставок сырья закупается за счет банковских кредитов, обслуживание которых не лучшим образом сказывается на себестоимости.
Неудивительно, что в нефтяных кругах уже поползли слухи о том, что чиновники Белнефтехима и «трутни» из БНК вступили в сговор с российским олигархами, цель которого – по-быстрому загнать белорусские НПЗ в долговую яму и затем скупить за бесценок.