Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Номенклатурная легализация

Вернувшись в минувшую пятницу из краткосрочного отпуска, что по белорусским меркам означает две полноценные недели, А.Лукашенко уже на следующий день напомнил белорусам, кто в стране хозяин, высказавшись по злободневным темам, одной из которых стала номенклатурная приватизация. Очередное откровение, как и все предыдущие, были оформлены в виде якобы пресс-конференции с ответами на вопросы, заблаговременно розданными представителям «докучливой» и допущенной к телу прессы.

На прошлой неделе стараниями правительства тема приватизации стала одной из главных в общем контексте якобы грядущей либерализации экономики. Но Лукашенко быстро умерил пыл правительства, использовав в качестве примера то же предприятие – МАЗ, которое вице-премьеры В.Семашко и С.Румас использовали в качестве очевидного показателя плачевного состояния всей социально-направленной экономики страны.

В частности Семашко поведал стране, что в период кризиса МАЗ был на грани банкротства, которое удалось предотвратить лишь увольнением 4,5 тыс. работников, которых «незаметно проглотил Минск». Тот же Семашко в период «незаметного» массового увольнения рабочих МАЗа называл это предприятие флагманом белорусской промышленности. В свою очередь Румас признался, что считает «флагман» «аморфной структурой», для вывода которой на положительную рентабельность необходимо влить 1,5 трлн. рублей.

Следует отметить, что публичное «бичевание» МАЗа происходило на фоне активного обсуждения в прессе предложений России по объединению этого белорусского «флагмана» с КАМАЗом. Но предложенные Россией условия такого слияния не понравились вернувшемуся с гор куратору якобы госсобственности.

"Приватизацию МАЗа в чистом виде я никогда не рассматривал… Я предлагал объединить (МАЗ и КАМАЗ), не трогая собственность. Объединимся – потом, может быть в течение 3-5 лет, выработаем принципы, по которым будем работать. А затем, возможно, обменяемся либо акциями, или будем думать о продаже акций", - пояснил Лукашенко свое видение процесса M&A.

При таком подходе, безусловно, возможность продажи МАЗа – «это чистой воды инсинуация и вброс", а "мы (ред. – Лукашенко) даже не подступались к этим вопросам". И вообще, «сегодня МАЗ практически ни в чем не уступает КамАЗу, даже превосходит своего российского конкурента».

«Так, в прошлом году КамАЗ продал всего на 3 тыс. автомобилей больше, чем МАЗ, несмотря на то, что российская компания значительно больше. Более того, это стало возможным в условиях тех преград, которые ставились для белорусской продукции на традиционном российском рынке», - моментально приступил к торгу Лукашенко, добавив, что на МАЗ есть и другие желающие.

"Чавес предлагал купить часть акций, и за большие деньги. Я говорю: с большим удовольствием. Но ты должен быть оплотом в Латинской Америке", - сказал Лукашенко.

Но Чавес - и без того оплот пролетариата в Латинской Америке, отчего имеет хлопот невпроворот. И вешать на себя заботу о глубокой пенетрации какого-то МАЗа ему особо не упало.

Но дело, безусловно, не в МАЗе, а в необходимости еще раз напомнить всем, в том числе и опытно-неопытному правительству, отдельные моменты структуры белорусской «госсобственности».

"Говорят, прошли выборы - и начнется номенклатурная приватизация. Не будет никакой номенклатурной приватизации в Беларуси никогда. Ни Лукашенко, ни его дети не получат ни одного куска от государственной собственности просто так", - заявил Лукашенко.

На самом деле Лукашенко сказал правду: ключевые фразы - «не будет никакой номенклатурной приватизации» и «просто так». Просто так делать бизнес у детей Лукашенко не получается – приходится изрядно стараться, чтобы скрыто для папы лоббировать свои интересы и реализовывать некие проекты. И причина проста – у власти папа, а не дети.

Но куда интереснее тема номенклатурной приватизации, потому что Лукашенко уже не в первый раз де-факто намекает, что в стране уже все продано – «не будет никогда». В данном случае стоит вернуться к теме, которую также затронул Лукашенко – блокнот якобы Березовского, на страницах которого помимо главы администрации В.Макея упоминаются такие фамилии как Жилин и Монгольд.

Благодаря этому сливу в Комсомольской правде, инициаторов которого можно пересчитать на двух пальцах одной руки, наконец-то удалось связать нового главу концерна Белнефтехим Игоря Жилина с покойным грузинским олигархом Бадри Патаркацишвили и его английским партнером Платоном Елениным, более известным миру как беглый российский олигарх Борис Березовский.

Жилин был назначен главой концерна Белнефтехим после парочки успешных сезонов в ОАО «Гродно-Азот», на которое он пришел после трех боевых лет (2006-2009) на должности зама в грузинском АО Энерджи Инвест. Это предприятие с офисом в Рустави принадлежало Шота Ботерашвили и его жене Виктории Шамликашвили, связать которых с Патаркацишвили и БАБ не удавалось до публикации фото страниц блокнота Березовского. Ведь неспроста Жилин, который «ушел» из Энерджи Инвест незадолго до ареста гендиректора этой компании Геннадия Малазония, упоминается в блокноте БАБ или его подчиненных. Ведь неспроста в Беларусь свое время приехал некий адвокат Зельцер, который досыта нахлебался белорусской экономической реальности в СИЗО КГБ.

Следует отметить, что первое совещание, которое Жилин провел в новой должности, закончилось своего рода сенсацией для белорусского чиновничества. В частности Жилин, не особо вдаваясь в схемы перекрестного субсидирования, социальной нагрузки и т.п., потребовал резко увеличить рентабельность подведомственных предприятий, в том числе и за счет роста экспорта. На что ему ответили, что не стоит обольщаться на счет белорусской нефтехимии – это не Беларускалий, чья продукция будет вся востребована, и не Гродно-Азот с его азотными удобрениями, которые улетают как горячие пирожки.

И выслушав, как обстоит ситуация на «титанике» белорусского химпрома – ОАО «Могилевххимволокно», Жилин заявил: «Всё, что нерентабельно или требует вложений – на продажу». Но тут возникает вопрос не «Кому и за сколько?», а «Как продавать уже проданное?»

Самое время разобраться с еще одной персоной, упомянутой в записках БАБ – Клаус Монгольд. Речь идет не о главе Восточного комитета немецкой экономики, проживающего в Минске, а о бывшем председателе Совета директоров Даймлер-Крайслер, члене многочисленных наблюдательных советов глобальных корпораций, гонорарном консуле РФ в земле Баден-Вюртемберг. Сегодня Клаус Монгольд является вице-президентом Ротшильд Германия и членом наблюдательного совета инвестиционного банка Ротшильд (спасибо polit_thinking). Того самого банка, который внес «посильный вклад» не только в спасение социально-направленной экономики Беларуси от дефолта, но и в развитие… приватизационных процессов.

Сложить информационные кусочки в общую картину позволяет одна простая и уже неоднократно озвученная версия – все лакомые куски белорусской госсобственности уже де-факто нашли других хозяев, осталось лишь оформить сделки де-юре или кинуть «спонсоров». То есть сегодня речь идет не о номенклатурной приватизации, а о номенклатурной легализации распродажи белорусских активов.

Не номенклатурная приватизация, а кинуть/не кинуть – вот в чем вопрос.

И этот вопрос не внушает оптимизма, с какой стороны не посмотри. Остались загашники типа Беларускалия или никому не нужные валообразующие бюджетные пылесосы типа МАЗа или Могилевхимиволокна. За всё остальное «фамильное серебро» местный «скупщик» Георгий Кузнецов (он же глава Госкомимущества) не готов выложить и миллиарда долларов.

Так что с МАЗом Лукашенко опять наступает на те же грабли, что и до кризиса в 2008 году, упорно не желая удовлетворить потребность Ростехнологий-КАМАЗа в расширении своего бизнеса, или тех же китайцев с Чавесом. Суть не в том – кому. Суть в том, чтобы поскорее избавиться от предприятия, которое неминуемо превращается в антиквариат, требующий больших затрат по уходу.

Коллекционирование антиквариата, в данном случае - предприятий совкого типа – слишком дорогое удовольствие, которое сегодня Лукашенко не может себе позволить. Не вдаваясь в перечисление всех известных доводов – валюта, сальдо, золотовалютные запасы, просто посмотрим, чем страна завтра-послезавтра, а затем в марте рассчитается за потребленный газ, а в апреле перечислит в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты…



<Январь 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Февраль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28123456
78910111213
Экономика