Очередная порция переписки американских дипломатов с Госдепом, опубликованная Wikileaks, рассказывает, какие червячки ползают в головах руководства Польши, какие страшилки придумывают высокопоставленные чиновники ради реализации своих политических амбиций, не гнушаясь при этом публичных объятий с «последним диктатором Европы» - А.Лукашенко. Сюрпризов нет – многое было понятным и очевидным, но всегда важны детали… Текст «донесения» от 12 декабря 2008 года фактически совпадает с неофициальным началом избирательной кампании Лукашенко.
"Как и мы (ред. - США), Польша стремится подтянуть ключевые страны на восточной границе Европы, как Украина и Грузия, к западным структурам. Становясь все более активным региональным игроком, Польша из получателя помощи в 1989 году превратилась в донора, помогая нам распространять реформы в регионе. Варшава является лидером в ЕС по взаимодействию с восточными соседями за счет совместной польско-шведской инициативы Восточное партнерство, реализация которой была ускорена кризисом (событиями) в Грузии и которой нашлось место в стратегии Европейской комиссии.
Вместе с тем растущая самоуверенность России и историческое недоверие к этой стране приводят к тому, что иногда Польша забегает далеко вперед, как в случаях поставок Грузии чувствительного оружия и боеприпасов и рискованной затеи по лоббированию внезапной отмены большинства санкций ЕС против Беларуси.
Несмотря на периодические перегибы, восточная политика Польши – отличное дополнение к нашей собственной политике, и проекты типа Восточное партнерство будут пользоваться нашей поддержкой.
Стратегия Восточного партнерства
Восточное партнерство – предложение Польши и Швеции, нацеленное на углубление отношений ЕС с Украиной, Грузией, Молдовой, Беларусью, Арменией, и Азербайджаном -
охватывает основные цели все более активной политики Польши в регионе:
- противостояние влиянию России в Восточной Европе (хотя Россия официально приглашена к участию в ВП);
- активизировать отношения ЕС с восточными соседями на фоне усталости от расширения;
- соблазнить бывшие советские государства принять западные демократические и принципы свободного рынка, предлагая взамен материальную выгоду - особенно зону свободной торговли и со временем безвизовый режим.
Что стоит за Восточным партнерством
Восточное партнерство и другие усилия Польши в регионе, направленные в пику возрождающейся России.
Министр иностранных дел Сикорский сказал американским официальным лицам, что правительство Польши ранее расценивало, что Россия будет представлять угрозу через 10-15 лет, но после грузинского кризиса сократило этот срок до 10-15 месяцев.
Польские аналитики говорят нам, что создание прозападной буферной зоны в Украине и Беларуси позволит отвести Польшу от линии фронта с утверждающейся Россией. Предлагая бывшим советским республикам перспективы свободной торговли и безвизовых поездок в ЕС, Восточное партнерство может ускорить реформы, необходимые для возможного членства этих стран в ЕС и сдерживания растущего влияния России. Чиновники министерства иностранных дел (Польши) отмечают, что владелец русского паспорта сегодня имеет меньше ограничений на передвижение по Европе чем обладатель грузинского паспорта.
В сфере экономики, польские чиновники убеждены, что увеличение присутствия западного бизнеса в таких странах как Беларусь и Украина станет альтернативой подконтрольным государству российским компаниям. А программы ЕС по повышению квалификации кадров помогут борьбе с коррупцией, способствующей российскому политическому и экономическому влиянию.
Будучи убежденным в том, что ЕС имеет большее влияние на Москву, чем отдельные государства ЕС, правительство Туска отказалось от конфронтационной риторики своего предшественника и стремится создать коалиции среди членов Европейского Союза. Министр Сикорский разработал Восточное партнерство со шведским министром иностранных дел Бильдтом, а польские и шведские посольства в европейских столицах совместно добивались поддержки этой идеи от других государств-членов. Коллеги из ЕС в Варшаве называют проект свидетельством зрелости членства Польши в ЕС.
Туск также хочет улучшить отношения с Германией в надежде, что это обернется большей финансовой поддержкой «Восточному партнерству». В марте 2008 премьер заключил сделку с Парижем – обещал поддерживать французские предложения по Южному измерению в обмен на поддержку Восточного партнерства Францией.
Сама Польша из получателя помощи превратилась в донора, выделив в 2008 году по двум программам 26 млн польских злотых (8.7 млн USD) под Беларусь и 16 млн. (5.3 млн. USD) под Украину. Помощь предназначена на усиление независимых СМИ, пограничное сотрудничество, общественные организации и связи. Польша также выделила 6 млн евро (7.8 миллионов USD) Грузии на 2008-2010 годы. Роберт Тышкевич, глава комитета по иностранным делам Сейма, описывает помощь Польши как "скромную, но полезную и существенную, поскольку мы столкнулись с большинством таких же пост-коммунистических проблем».
Чиновники МИД призвали к стратегическому диалогу на высоком уровне между Вашингтоном и Брюсселем – с польским участием – по оказанию целевой помощи восточным соседям.
Укрепление национальной безопасности
В целях доказательства приверженности ЕС, Варшава хочет усилить присутствие США и НАТО в Восточной Европе. Польские чиновники подают вторжение России в Грузию в августе 2008 года как подтверждение их предупреждений об агрессивности Москвы. Согласно «Доктрине Сикорского», любая последующая попытка России перекроить границу с помощью силы или подрывной деятельности должна быть расценена Европой как угроза ее безопасности, влекущая за собой пропорциональный ответ всего Евроатлантического сообщества.
Польша приложила максимум усилий ради сотрудничества НАТО с Украиной и Грузией, в частности убеждала НАТО в полезности распространения на эти страны предусмотренных статьей V гарантий. Сикорский жаловался, что НАТО превратилось в беззубый политический клуб и предупреждал, что Польша не сможет игнорировать повторение грузинского сценария в Украине. Он также сказал американским чиновникам, что на фоне чрезмерных действий России в Грузии, рискованная политика Польши по поставкам грузинской армии легких ракетных установок (MANPADs) доказала свою правоту несмотря на возражения американского правительства.
Клиническая озабоченность Польши адекватностью гарантий безопасности своим союзникам сыграла ключевую роль в решении подписать с США соглашение о ПРО. Польское правительство хочет присутствия американских военных (и инфраструктуры) на своей земле, чтобы в случае конфликта США чувствовали себя обязанными защищать польский территориальный суверенитет.
Сразу после российского вторжения в Грузию, Туск обратил особое внимание на уязвимость Польши, спросив у высокопоставленных американских чиновников: "Теперь вы понимаете, почему мы хотим ракеты Патриот и дальнейших гарантий безопасности (запрошенных в ходе переговоров по ПРО)?"
Суета по ослаблению санкций против Минска
Польское правительство – под руководством Сикорского – добилось временной приостановки почти всех визовых санкций ЕС против режима белорусского президента Лукашенко, несмотря на призывы правительства США проводить пошаговое ослабление санкций. Сикорский публично обвинял США в двойных стандартах из-за наших (США) тесных связей с "диктатурой в Саудовской Аравии, но не в Беларуси». И Сикорский и Туск отдают себе отчет в том, что правительство Польши рискует быть воспринятым как обнимающееся с диктатором, но поясняют, что помолвка с Беларусью особенно важна после российского вторжения в Грузию.
Премьер и министр иностранных дел сказали американским чиновникам в августе (2208 года), что Польша отвечает на сигналы Беларуси об интересе к диалогу, и, как США, настаивает на освобождении политических заключенных в Беларуси.
Туск и Сикорский рассматривают сотрудничество с белорусскими властями как меньшее из двух зол. По мнению поляков, изолированная Беларусь может полностью угодить в российскую ловушку, с Лукашенко или без него во власти. Доминирование России подвергло бы опасности демократическое преобразование, и что еще более важно, по мнению Варшавы – развело бы надежды на превращение Беларуси в буферное государство между Польшей и Россией. Они делают ставку на то, что у Лукашенко достаточно власти противостоять ликвидации независимости белорусской власти и сохранять свободу для маневра.
Чиновники МИД говорят, что в ответ на облегчение визовых санкций ЕС, Беларусь сигнализировала Брюсселю, что Минск ослабит некоторые ограничения СМИ...
Грядущие вызовы
Чиновники МИД понимают, что восточная политика Польши может спровоцировать резкую реакцию России, но они видят еще большую опасность в бездействии, поскольку убеждены, что возрождающаяся и агрессивная Россия – это надолго.
Польша пытается смягчить отрицательную реакцию через поддержку душевного диалога с Россией и созданием единого европейско-американского фронта против России по чувствительным вопросам энергетики и безопасности.
Президент Лех Качинский, главный политический конкурент премьера, выступает за более конфронтационный подход к России. Он часто посещает Грузию, где выступает с заявлениями, несогласованными с правительством. В определенной степени, Качинский снимает с правительства Туска необходимость быть строгим на публике в отношениях с Россией, но разные подходы двух лидеров могут также навредить их возможности добиться совместной цели – расширения европейских и трансатлантических структур на восток.
Восточное партнерство конкурирует за европейское финансирование, особенно с Южной инициативой ЕС, рассчитанной на средиземноморские страны. Предложение ЕК по ВП включает запрос на выделение дополнительных 350 млн. евро в 2010-13 годах, что гораздо меньше 600 млн. евро, изначально предложенных Польшей и Швецией. В отличие от Южной инициативы, у проекта ВП нет высококвалифицированного координатора, который смог бы продвигать интересы проекта через бюрократию ЕС. Представители польского МИД также обращают внимание, что успех программы зависит от выбора и реализации значимых проектов.
Помощь в выживании ВП
Польша может быть надежным союзником в деле поиска возможностей для усиления западного влияния за восточными границами НАТО. Угроза президента РФ Д.Медведева разместить ЗРК Искандер в Калининградской области в ответ на ПРО удвоила приверженность Польши к сотрудничеству с США и ЕС в деле укрепления своих восточных соседей для создания защиты от российского вторжения. В наших интересах плотная работа с Варшавой, Брюсселем и предстоящим президентством Чехии и Швеции в ЕС для обеспечения успеха ВП в усилении связей ЕС с восточными соседями».