Градообразующее предприятие ОАО «Могилевхимволокно» в первой половине декабря может полностью остановить производство, устроив белорусским властям очень неприятный «подарок» накануне президентских выборов. Причина возможной остановки вполне банальна – отсутствие сырья. Однако на этот раз она вызвана не привычным для белорусской экономики фактором – нехватка денежных средств на фоне повышения зарплат или отсутствия спроса на продукцию, а явными маркетинговыми просчетами нынешнего руководства завода и собственно курирующего это предприятие концерна Белнефтехим.
В октябре-ноябре текущего года Могилевхимволокно дважды резко повысило цены на отпускаемую продукцию. Поначалу этот шаг не вызвал никаких подозрений у потребителей. Повышение цен в последнем квартале года – традиционный маневр белорусских госпредприятий по созданию искусственной отмазки, объясняющей невыполнение доведенных до предприятия целевых прогнозных показателей. Предприятие повышает цену - потребители занимают выжидающую позицию – руководство предприятия объясняет невыполнение показателей отсутствием спроса.
Однако на этот раз повышение цен на продукцию Могилевхимволокна было связано с резким ростом цен на аналогичную продукцию на мировом рынке, спровоцированном нехваткой сырья – речь идет о терефталевой кислоте (ТФК), необходимой для производства основных видов продукции могилевского химпредприятия. Руководство Могилевхимволокна спохватилось, но слишком поздно.
Отсутствие ТФК на мировом рынке не возникло само по себе, а в свою очередь было вызвано резким ростом цены на хлопок на мировом рынке – в сентябре цена хлопка достигла исторического максимума. Взаимоувязка между хлопком и ТФК вполне проста.
Рост цен на хлопок вынудил многие предприятия легкой промышленности Юго-Восточной Азии, специализирующихся на выпуске дешевой одежды для всего мира, отказаться из-за возможного снижения объема продаж от дорогого натурального сырья в пользу искусственной волоконной нити. Такой ход спровоцировал резкий спрос на искусственную нить и как следствие на сырье для ее производства. Только в Южной Корее (основной мировой экспортер этой продукции) цена на ТФК взлетела чуть ли не в два раза, а спрос превысил объем производства.
Дефицит есть дефицит. Кто не успел, тот опоздал. Деньги в данном случае уже ничего не решают. В итоге Могилевхимволокно попросту не может закупить сырье – ни в России, ни в Южной Корее, ни у других мировых производителей, предпочитающих обеспечивать сырьем отечественные предприятия или заводы более значимых соседей.
Остатков ТФК в Могилеве хватит лишь на начало декабря, а затем – вынужденная остановка. Ситуация усугубляется спецификой технологического процесса – запуск химического производства в зимнее время чреват большими осложнениями.
Следует отметить, что «профессионалы» предприятия и концерна в принципе имели достаточный запас времени для анализа и принятия превентивных мер. Цены на хлопок взлетели не в одночасье – непрерывный рост цен продолжался с апреля 2009 года. Только в сезоне 2009/2010 потребление хлопка выросло на 5% при сокращении производства на 7%.
Тенденция была очевидна. Все, что надо было сделать руководству предприятия – заблаговременно застраховать свои будущие риски за счет фьючерсных контрактов. Однако подобные схемы в условиях белорусского социализма и постоянной нехватки валютных средств не приветствуются руководством страны, что в итоге приводит к еще большим потерям. Можно лишь отметить, что в свое время неприятие фьючерсов (на зерно) стало причиной коренных изменений в сельском хозяйстве и как следствие ежегодных битв за урожай зерна и закопанных в землю миллиардов долларов.
Подвел и белорусский местечковый, то есть колхозный, менталитет – якобы за деньги можно купить всё. У Могилевхимволокна, сегодня деньги есть, но толку то от них…