Отдельные белорусские высокопоставленные чиновники своими заявлениями не только не способствуют улучшению информационного фона за неделю до открытия третьего по счету Белорусского инвестиционного форума во Франкфурте-на-Майне, но и сводят на нет и без того дистрофичные надежды получить от этого мероприятия некий материальный выхлоп. В первую очередь, речь идет о заявлениях первого вице-премьера В.Семашко, прозвучавших вчера на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам в Минске.
Казалось бы Семашко, получивший не так давно от Лукашенко звание «умница», должен был понимать, что перед форумом можно говорить на все темы, за исключением приватизации и инвестиций. Ну, чтоб не спугнуть… И если уж пришлось отвечать на вопрос журналистов о возможности участия Венесуэлы в приватизации белорусских НПЗ (покупка контрольного пакета Нафтан), то отвечать надо было коротко (как на допросе в ДФР КГК), не развивая тему: «А почему бы нет…».
"Самое главное наше условие для стратегического инвестора - партнер должен иметь внутренние ресурсы. Россия сегодня имеет собственные ресурсы нефти, но их имеет и Венесуэла, и она тоже может претендовать на то, чтобы стать стратегическим инвестором. В зависимости от условий, может быть продан и контрольный пакет. А почему бы и нет?", - заявил в итоге Семашко, добавив, что инвестор должен иметь собственные рынки сбыта продукции и инвестиционную программу, рассчитанную как минимум на 10 лет.
И потенциальные венесуэльские партнеры, по его словам, предварительно отвечают всем этим условиям. Впрочем, все остальные нефтедобывающие страны также соответствуют этим условиям, но суть не в этом.
За неделю до открытия инвестфорума Семашко публично подтвердил, что приватизационные подходы белорусских властей не претерпели каких-либо изменений за последние 10 лет.
Власти по-прежнему готовы вести переговоры о продаже пакетов акций крупных работающих предприятий только со стратегическими инвесторами, готовыми выполнить более двух десятков условий, в том числе и социального характера, и выложить за этот пакет астрономическую сумму денег. Всем остальным инвесторам уготовано меню в виде промышленных развалин и незавершенного строительства (фундамент под теплицу или котлован под коровник).
Результат такой приватизационно-инвестиционной политики печально известен. Государству до сих пор принадлежит около 85% предприятий, а счет прямым инвестициям идет на какие-то жалкие десятки миллионов долларов при потребности экономики страны в миллиардах (смотрим на показатель отрицательного сальдо внешней торговли).
«Никаких переговоров по продаже пакета акций "Нафтана" ни с Венесуэлой, ни с каким-либо другим инвестором в настоящее время не ведется», - признает Семашко, подчеркнув, что по Беларускалию, акционирование которого закончилось месяц назад, пока вообще нет никакого решения.
Такие заявления или такая констатация фактов вряд ли будет способствовать хорошим результатам грядущего инвестфорума, который, как и предыдущие два, будет носить увеселительный характер для белорусских чиновников. Отработав официальную программу – представив свои инвестиционные проекты по принципу детского утренника: Машенька расскажет стихотворение, Оленька споет песенку, а Настенька покажет танец живота, - чиновники с радостью побегут на фуршеты и полузакрытые встречи с инвесторами в виде обедов, плавно перетекающих в ужин-завтрак.
В итоге вместе с участниками форума в Минск будет доставлена очередная порция макулатуры из меморандумов, писем о намерениях и протоколов о сотрудничестве.
В отличие от прошлых двух лет, в этом году по большому счету чиновников понять можно, как и смириться с очередной растратой бюджетных средств впустую. Форум в ФРГ позволит им расслабиться, отдохнуть душой и телом, собрать воедино остатки моральных сил. Ведь по возвращению в Минск им на месяц придется с головой окунуться в избирательный бочонок, наполненный по самые края коричневой жижей. И лишь отвлеченные воспоминания «Как хорошо было, Настенька» помогут справиться с невыносимым психологическим прессом.
Но уже 20 декабря или в лучшем случае после новогодних праздников им придется перебраться в похожий бочонок с названием в виде вопроса «И че будем делать с экономикой?»…