Постановление Совмина о повышении тарифной ставки первого разряда и незаконный указ А.Лукашенко об установлении минимальной зарплаты на 2 месяца не оставили равнодушной постпреда МВФ в Беларуси Наталью Колядину, весьма оперативно превратившейся из толком ничего непонимающего зрителя в активного комментатора действий белорусских властей.
"Мы не видим экономических оснований для столь значительного роста заработной платы. Рост зарплат должен соответствовать росту производительности труда... Мне не понятно, чем объясняется столь существенное повышение", - заявила сегодня Колядина в интервью Reuters.
Нынешнее повышение является самым значительным за последние годы и, как ранее оценивали власти, потребует дополнительно около 7 трлн. белорусских рублей и увеличения дефицита бюджета до 3,0% ВВП.
"Это (повышение зарплат) приведет к росту внутреннего спроса и росту спроса на импортные товары и услуги... Это означает расширение дефицита бюджета и изменение структуры расходов бюджета... Правительству нужно будет генерировать доходы, чтобы финансировать дополнительные расходы, а это замедлит снижение налоговой нагрузки", - сказала Колядина.
"В рамках программы предусматривался определенный рост зарплат и пенсий. Однако, такое значительное повышение, безусловно, не соответствует нашим договоренностям", - подчеркнула она.
Впрочем, белорусские власти сразу после перечисления последнего транша кредита МВФ на счета Нацбанка РБ откровенно забили на свои обязательства перед фондом, вернувшись к привычным социалистическим методам администрирования экономикой. В этой связи, сегодня постпреду МВФ следовало бы не циклиться на столь узких вопросах, как повышение зарплаты в преддверии выборов, а серьезно задуматься о будущем в среднесрочной перспективе. Речь идет о 2013 годе, когда Беларусь согласно утвержденному графику должна приступить к погашению кредитов МВФ.
В ноябре в Беларусь приедет очередная миссия МВФ. И думается, что главная тема встреч с представителями белорусских властей должна быть посвящена выяснению одного принципиального момента – вспомнят ли власти через пару лет о своих обязательствах по погашению кредита или уже сегодня они готовы заявить: «Мы прощаем всех, кому должны».