А.Лукашенко в очередной раз доказал, что обладает неограниченной властью в стране, а такой орган как правительство для него является еще одной структурой при президенте, занимающей место где-то между управлением делами и оперативно-аналитическим центром (даже не администрацией).
Сегодня, отправившись в очередную агитационную поездку по стране Лукашенко засомневался в целесообразности планов правительства по строительству в Беларуси 5-го сахарного завода.
Сомнения появились спустя месяц после принятия постановления Совмина №1234 от 24 августа 2010 года о создании акционерного общества «по подготовке технико-экономического обоснования, разработке бизнес-плана, проектированию и строительству сахарного завода».
"Надо идти от того, сколько мы сможем экспортировать, надо идти от рынка. Считать, кто купит и по какой цене", - заявил сегодня Лукашенко.
Основная причина очередной стройки на более поздний срок – отсутствие денег (5-й завод предполагалось строить за счет внутренних источников).
«…(надо) повысить технологическую дисциплину возделывания сахарной свеклы, наращивать мощности существующих заводов, модернизируя их, определить рынки сбыта сахара, и в конце этой цепочки определиться с новым заводом. Деньги большие. Мы не должны угробить эти средства. Садитесь и думайте", - заявил Лукашенко.
Защитниками «чести» правительства выступили вице-премьер Иван Бамбиза и глава концерна "Белгоспищепром" Иван Данченко.
"У нас нет сомнений, что там надо развивать сырьевую зону (в Могилевской области). Нам надо дополнительно производить 1,5 млн тонн свеклы", - сказал Бамбиза.
"По свекловичному сахару у нас сегодня нет ограничений по экспорту… существует перспектива наращивания поставок на российский рынок, потому что Россия на сегодняшний день обеспечивает себя сахаром на 50%", - сказал Данченко.
В свою очередь руководитель Миноблисполкома Борис Батура хорошо исполнил отведенную ему во властной вертикали роль, пояснив тем самым ряду экспертов, вдруг увидевших в Батуре силу, способную противостоять Лукашенко, на чьей он (Батура) стороне.
"Если нам надо 600 тыс. т сахара (сейчас Беларусь производит более 500 тыс.тонн), то надо работать над повышением сахаристости и модернизацией существующих заводов. Если в ближайшее время будет увеличена сахаристость свеклы, то это позволит нам дополнительно получать 50-60 тыс. т сахара. На сегодняшний день глубокого экономического просчета по необходимости строительства нового завода нет", - заявил начальник Минской губернии.
Впрочем, осторожность Лукашенко к сахару объясняется особенностями первой сахарной войны, случившейся «много» лет назад. Он до сих пор не забыл (это никто не забудет), как повелся тогда на слова В.Путина, занимавшего пост президента РФ, что если бы Беларусь поставляла в Россию свекловичный сахар, а не тростниковый, то никаких ограничений поставок сахара не возникло бы.
По итогам той беседы Лукашенко вернулся в Минск и поручил резко увеличить посевные площади под сахарную свеклу. Однако, отношение к российскому рынку как палисаднику под своим окном, а также демпинг привели к тому, что Россия спустя некоторое время все равно ввела ограничения на импорт свекловичного и запрет на тростниковый сахар из Беларуси, а продажа излишков произведенного сахара стала на долгое время головной болью белорусских властей.
Этот урок Лукашенко хорошо выучил, а потому и поручил правительству более тщательно изучить перспективы экспорта сахара и подготовить детальное обоснование о целесообразности строительства нового сахарного завода.
Впрочем, он также предложил чиновникам альтернативный вариант – осуществить строительство завода за счет средств иностранного инвестора.
"В таком случае мы будем гарантированно знать, что они заберут половину сахара", - заявил Лукашенко.
Однако поиск инвестора, готового построить завод и, забирая половину продукции, не снизить тем самым экспортный потенциал остальных четырех, равнозначен поиску иголки в стогу сена. Смысл альтернативы также понятен – 5-й сахарный завод Лукашенко не нужен, не до него - ни сейчас, ни в грядущей пятилетке…
А решение Совмина? – Да что это вообще за орган такой, правительство. Коммивояжеры, и не больше…