Брошенная в сердцах фраза «Я когда-нибудь прибью тещу» в ближайшей перспективе может обернуться тремя годами пребывания за колючей проволокой благодаря новой идее Генпрокуратуры Беларуси ввести уголовное наказание за угрозу убийствам членам семьи.
"Как бы реально ни угрожал человек убийством членам своей семьи, к нему не может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу", - пояснил замгенпрокурора РБ Александр Лашин тему сегодняшнего заседания коллегии Генпрокуратуры.
По данным Генпрокуратуры, за 1-е полугодие количество преступлений на семейно-бытовой почве возросло на 6,1%, в том числе и за счет уголовных дел превентивной направленности, к которым относятся и дела по угрозам убийством. Однако, число убийств, совершенных на семейно-бытовой почве, в январе-июне снизилось на 77% по сравнению с таким же периодом прошлого года, причинение тяжких телесных повреждений - на 11,4%, менее тяжких - на 28,8%.
Тем не менее в Генпрокуратуре считают, что работа по профилактике семейно-бытовых преступлений не в полной мере достигает поставленных целей. Помимо милиции этим вопросом должны заниматься около двух десятков других организаций, определенных законодательством. Однако местные власти принимают формальные решения, не предлагая каких-либо конкретных мер, не налажена должным образом работа советов общественных пунктов охраны порядка, принимаются решения об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам побоев или причинения телесных повреждений.
В этой связи Генпрокуратура убеждена, что неотвратимость наказания - одна из наиболее эффективных мер профилактики, и предлагает наказывать 3-мя годами лишения свободы тех, кто вздумал попугать близких убийством.
Отрадно, что на фоне этой странной идеи – наказывать за несуществующее преступление – Генпрокуратура все же обращает внимание на главную причину всех семейно-бытовых преступлений, в числе которых и угроза убийства, - пьянство. По словам Лашина, в стране реализуется программа сокращения реализации спиртных напитков на 10% - прежде всего это касается дешевых вин.
Но что такое 10% в стране, большая часть населения которой борется с психологической усталостью от неизменного за последние 16 лет рутинного и полунищенского образа жизни «работа на унитаз» единственным способом «ужраться в усмерть» хотя бы раз в неделю (пятница – воскресенье), а лучше дважды (разминка по средам).
Чернила в магазинах стало меньше, но с ценовой доступностью водки белорусские власти пока бороться не рискуют – при пустом бюджете на счету акциз с каждой бутылки алкоголя. Да и генпрокуратура признает опасность роста продаж слабоалкогольных напитков.
Потому и выглядит странным то, что, понимая причину семейно-бытовых сор Генпрокуратура предлагает бороться не с причиной, а действовать привычным для властей методам административной хирургии. Но ведь понятно каждому, что до тех пор, пока белорусы не перестанут лечить свою голову «поллитрой для начала, а дальше, под закусь, как пойдет», никакие методы превентивного устрашения не помогут. Более того, ситуация и вовсе может обернуться куда более печальными последствиями – вместо угроз начнут действовать…