Прошедший в Ереване саммит ОДКБ похоронил все надежды А.Лукашенко на возможные политические трофеи в период традиционного сезона охоты на российских лидеров, который он в предыдущие годы традиционно устраивал в феврале-марте и/или в августе в Сочи. Вместо сезона охоты Лукашенко получил сезон полного облома.
Лукашенко приехал в Ереван за 2 дня до начала мероприятия. Цель понятна – любому человеку, испытывающему большие проблемы в общении с окружающим миром, необходимо дополнительное время для психологической акклиматизации, чтобы к началу саммита как минимум физически чувствовать себя в своей тарелке. Заодно, временное преимущество можно использовать для поиска среди участников саммита если не союзников, то хотя бы сочувствующих нынешнему положению белорусского правителя. Ведь главная тема саммита – ситуация в Киргизии – ставила под вопрос само участие Лукашенко, приютившего в Беларуси своим решением свергнутого президента К.Бакиева.
Но тщательная психологическая подготовка к саммиту не помогла. Серьезный облом с подачи президента РФ Д.Медведева случился уже в самом начале встречи. На подобных неформальных встречах слово предоставляется участникам в алфавитном порядке. Учитывая отсутствие президента Узбекистана И.Каримова, после вступительного приветствия генсека ОДКБ Н.Бордюжи Лукашенко первым из глав государств получал право на выступление, что естественно давало возможность саботировать единую позицию остальных участников саммита особым белорусским видением ситуации в Киргизии.
Однако президент РФ, как председатель, предложил сделать исключение из правила, когда на саммите выступают по алфавиту, и посчитал необходимым после выступления Бордюжи предоставить слово президенту Киргизии Розе Отунбаевой о текущей ситуации в стране, чем спутал Лукашенко все возможные ходы. Не исключено, что если бы после Бордюжи алфавитное право на выступление было бы у главы другого члена ОДКБ, то Отунбавева бы получила слово без дополнительного публичного анонса технического изменения в регламенте. Но в случае Лукашенко ситуация просто обязывала Медведева перед прессой зафиксировать этот момент.
Естественно, что после такого изменения в очередности выступлений Лукашенко оставалось лишь зачитать заранее подготовленный текст выступления, основным посылом которого должна была стать фраза о том, что ОДКБ должна "нарастить добавленную стоимость". (Упоминание на саммите принципа работы белорусской экономики - где-то что-то закупить, добавить белорусского и затем подороже продать соседям – убедительно говорит о том, какой проблемой в настоящий момент забиты головы белорусских чиновников).
Следует отметить, что на этой неделе Медведев едет в Сочи. Получи Лукашенко хоть какой-то намек в виде благосклонного взгляда или простительного жеста, он бы из Еревана рванул бы в Сочи (чего зря деньги на перелеты тратить), где в привычной для себя манере устроил бы засаду на президента РФ.
Но привлечь к себе внимание киргизской темой не удалось. И Лукашенко заявил о готовности взять председательство в ОДКБ в декабре текущего года. Это обещание, безусловно, повеселило участников саммита и в первую очередь российскую сторону, ибо все знают цену обещаний белорусского правителя. Хотел бы взять председательство – сделал бы это прямо на неформальном саммите: «Так случилось, все вы знаете почему, Лукашенко не поехал на ОДКБ в июне 2009 года. Тогда вместо Беларуси председательство взяла на себя российская сторона. Торжественно заявляю, что сегодня хочу вернуть этот долг, и если Дмитрий Анатольевич не возражает, взять на себя роль председателя ОДКБ».
А так в декабре, не говоря уже о необходимости решить до этого времени судьбу пристроенного в Беларуси Бакиева, а именно – выдать его властям Киргизии или как минимум попросить покинуть страну, Лукашенко устроит очередной торг: заявит, что белорусские эксперты «2 месяца работали и вычленили проблемы, их… около десятка», которые в связи с председательством «возникнут у Беларуси по линии с ЕС, США, СНГ», и готовы ли члены ОДКБ «взять эти проблемы, в том числе и на себя, и помочь их преодолеть».
И вообще сошлется на изматывающую силы избирательную кампанию по своему переизбранию на 4-й срок, до окончания которой он физически не сможет уделять внимания проблемам ОДКБ.
Короче, с председательством в ОДКБ также случился облом. Реакция Медведева на декабрьскую инициативу Лукашенко известна – 21 августа белорусский правитель вернулся в Минск с пустыми руками…