Согласие иранского руководства отправить на хранение в Турцию 1,2 тысячи тонн низкообогащенного урана стало дипломатическим маневром, призванным отвести Иран от новых международных санкций. К такому выводу склоняются российские эксперты, комментируя сделку между Ираном, Турцией и Бразилией.
"Это - дипломатическое маневрирование, направленное на то, чтобы расколоть Совет Безопасности ООН, породить какие-то надежды (на решение иранской ядерной проблемы) и создать предлог для того, чтобы против Ирана не были приняты жесткие меры", - сказал РИА Новости Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО).
Он не исключил, что в конце концов и сделка с Турцией при участии, как дополнительного посредника, Бразилии также будет провалена.
Согласно предусмотренному сделкой плану, низкообогащенный уран будет вывозиться на территорию Турции с тем, чтобы затем в третьей стране он был дообогащен и возвращен в Иран в качестве топлива для экспериментального реактора в Тегеране. Этот реактор предназначен для производства изотопов в медицинских целях.
В октябре 2009 года Россия, Франция и США разработали совместно с МАГАТЭ проект соглашения, который в письменном виде был передан Ирану. Он предусматривал, что Иран передаст в Россию 1,2 тонны (70% от общего количества) наработанного на предприятии в иранском городе Натанзе (около 250-300 километров к югу от Тегерана) низкообогащенного (до 3,5%) урана. Россия должна была, по проекту, дообогатить этот уран до 20% и передать Тегерану. Однако впоследствии Иран потребовал, чтобы обмен проводился синхронно и на территории страны, и время было упущено.
Алексей Арбатов сравнил поведение Ирана с "восточным базаром", сказав, что международному сообществу пора уже сформулировать условия, при отказе от выполнения которых против Ирана должны быть применены санкции.
Западные страны опасаются, что иранцы могут обогатить имеющийся у него уран до уровня и в том количестве, которого достаточно для создания ядерного оружия. В этой связи в СБ ООН идет подготовка к принятию более жестких санкций против Ирана, шанс избежать которых и предоставила договоренность с Турцией и Бразилией.
Теперь иранское руководство призвало к возобновлению переговоров в формате "пять плюс один", то есть "шестерки" с участием постоянных членов СБ ООН России, США, Великобритании, Китая, Франции, а также Германии.
Глава Совета по внешней и оборонной политике России Сергей Караганов считает это несомненным "успехом иранской дипломатии".
"Это означает, что международное сообщество, "шестерка" и США, во-первых, лишаются возможности ввести санкции, а во-вторых, Иран показывает, что оказанная ему поддержка со стороны Бразилии и Турции означает создание коалиции стран, у которых нет возможности создания ядерного оружия", - сказал он.
Монополия ядерных держав, по его словам, "трещит по швам".
"Россия вынуждена проглотить эту ситуацию, поддерживать бессмысленные санкции бесполезно", - отметил Караганов.
Вместе с тем, как напомнил руководитель Отдела разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО Александр Пикаев, "шестерка" по Ирану решает более фундаментальные вопросы - прекращение обогащения урана на иранской территории вообще. Для этого необходим "и кнут, и пряник", считает эксперт.
"Сама по себе договоренность с Турцией не отменяет санкции, так как от Ирана требуется полный отказ от обогащения урана или его существенное ограничение", - сказал он.
Пока Иран это требование не выполнил и тем самым от санкций себя не избавил.
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана в очередной раз обострилась после того, как 11 февраля иранский президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сказал о планах утроить производство низкообогащенного урана. Сразу после этого Франция и США выразили намерение настаивать на новых санкциях ООН против Ирана.