Последнее обновление: 24.11.2024 15:00

Продавец ядерного хлама

Три дня А.Лукашенко убил на то, чтобы вернуть себе статус главного ньюсмейкера страны. Но страна устала от многолетних повторений – наезды на чиновников Минсельхозпрода и представителей местной вертикали никого не впечатлили. На сельскохозяйственные тирады Лукашенко уже никто не обратил внимание.

В минувшую среду в ход пошли более привлекательные темы с точки зрения белорусского агитпропа – отношения с Россией, приватизация госпредприятий. Но опять же, ничего нового страна не услышала – Россия допустила ошибку, забив на Беларусь, и власти готовы продать все предприятия, но задорого. Неинтересно. Приелось.

Казалось, что публичные высказывания Лукашенко по поводу ситуации в Киргизии и мнение о трагической аварии самолета президента Польши должны были спровоцировать массовые дискуссии в белорусском интернете. Но открытое выступление в защиту авторитарного Бакиева («полу-президента» Киргизии), по приказу которого были убиты более 80 протестующих граждан, а также обвинение Леха Качиньского в собственной смерти никого не удивили.

Лукашенко есть Лукашенко. И этим все сказано.

Но все же нашлась одна новая заготовка, которая разошлась по всему русскоязычному интернету – наличие у Беларуси высокообогащенного оружейного урана. Тема – отнюдь не новая. Долгое время она пылилась на полках белорусских идеологов из-за ненадобности – Беларусь активно играла с периодическими вбросами о возможности возврата на территорию страны российского ядерного оружия в качестве ответа Союзного государства на расширение НАТО.

Но подписанный 8 апреля в Праге президентами США и России договор СНВ поставил крест на подобных рассуждениях. По договору США и Россия взяли на себя обязательство не размещать ядерное оружие на территориях своих союзников. Предмет большого торга просто растворился в воздухе. Но так удачно сложилось, что Беларусь не пригласили на саммит по вопросам ядерной безопасности в Вашингтон (12-13 апреля). И с папочки «высокообогащенный уран» быстро смахнули пыль.

Ядерные сказки

"Я не буду скрывать: у нас остался высокообогащенный уран - сотни килограмм фактически уже оружейного и менее обогащенного", - заявил А.Лукашенко в минувшую среду.

Лет двенадцать назад (февраль 1998 года) г-н Зимовский в своей программе «Резонанс» похвастался наличием у Беларуси 2 тонн запасами оружейного урана, после чего институту энрегетических и ядерных исследований «Сосны» пришлось долго отмываться и объяснять на пальцах, что является ядерными отходами, а что - вымыслом журналиста.

Кстати, тогда же сам А.Лукашенко перед отлетом на зимние олимпийские игры в Нагано весьма негативно высказался по поводу прозвучавшей в Резонансе дезинформации. За 12 лет можно многое забыть…

В "Соснах" хранятся все ядерные материалы Беларуси - свыше 1500 килограммов урана различной степени обогащения (в виде ТВЭЛ, таблеток и порошка на подкритической и критической сборках, а также в спецхранилищах). По классификации МАГАТЭ они относятся к наиболее высокому уровню физической защиты.

Наибольший интерес в данном случае представляют отработавшие ТВЭЛы – трубки с ураном (топливо для реакторов АЭС) использовались на научном реакторе в Соснах и двух передвижных мини-АЭС, которые были собраны в Беларуси в рамках программы «звездные войны» незадолго до развала СССР (эти мини-АЭС уже давно разобраны). По мере выгорания используемый в ТВЭЛ уран превращается в высокообогащенный или сырье для производства оружейного плутония. Именно в сырье, которое еще надо по сложной технологии превратить в начинку для ядерного заряда. Такой технологии у Беларуси нет. Да и с хранением отработавших ТВЭЛов не все так просто.

"Мы - не банановая республика и можем сохранять, как уже лет 20 это делаем, этот ядерный материал", - гордо заявил вчера Лукашенко.

Для справки: действующая в Беларуси система физической защиты, учета и контроля ядерных материалов создана в 1996-1997 годах странами-донорами Швецией, США и Японией под контролем МАГАТЭ.

Новый повод для обиды

Безусловно, одна из основных причин, почему Лукашенко заговорил о ядерном мусоре, заключается в физической потребности публично излить обиду на безмозглых организаторов прошедшего в США саммита.

"Мне некоторые говорят: вывозите этот уран. Хотите в Америку, мы вам заплатим, хотите в Россию. Я говорю: во-первых, почему вы нам диктуете, ведь это наш товар. Мы его содержим под контролем МАГАТЭ", - поведал он миру очередную историю. - "Мне говорят: ну раз ты против отдать этот уран, мы тебя не пригласим на саммит. Говорю: спасибо, я и не собирался ехать на этот саммит".

Может и не собирался, однако обида на всех – США, Россию и других стран-участников из бывшего СССР - прорвалась наружу.

«Это просто безмозглость и тупая инерция. Если бы Россия действительно была надежным другом, если бы Россия и Казахстан, и другие государства СНГ, которые на этом саммите присутствовали, были бы надежными друзьями, то они поставили бы вопрос: Беларусь - это наша и она должна там быть. И никуда бы американцы не делись», - заявил Лукашенко.

«Наверное, не сильно мы нужны России. Каждый хочет быть монополистом в какой-то сфере… Мы это переживем. Я, например, спокойно переживу. Мне приятней на берегу Припяти вести с вами беседу, чем сидеть и париться в Вашингтоне", - заключил он.

Темная слава Ахмадинежада

Но в данном случае Лукашенко слукавил, причем по полной программе. Он с радостью бы выступил на саммите по ядерной безопасности. И не потому, что у него появилось некое кардинально новое предложение в этой области. Лукашенко бесит отсутствие внимания к его персоне со стороны крупнейших держав, ООН и прочих международных структур. Ему не дает покоя зависть к негативной (хотя неважно какая) популярности и славе президента Ирана Ахмадинежада.

У Ирана, как и у Беларуси, нет ядерного оружия. Однако президент этой страны привлек к себе внимание всего мира наличием ядерных материалов, пусть и в большем объеме, чем у Беларуси, и неподтвержденными заявлениями о выходе на технологию обогащения этих ядерных отходов до оружейного плутония. В белорусском понимании на пустом месте устроил торг с сильными мира сего.

Спрашивается, а чем Лукашенко хуже Ахмадинежада?

"Меня сейчас приперли к стенке, нож к горлу: «Отдай! (отходы)». Я говорю: уже отдал ядерное оружие. А что мы от этого имеем? Поэтому диктовать никому не позволено. Давайте садиться за стол переговоров и будем решать, что делать с этим большим количеством обогащенного урана", - обозначил тему торга Лукашенко.

"Этот факт (неучастие Беларуси в саммите) свидетельствует о том, что ни американцам, ни в целом Западу, доверять нельзя. Они вот ухватились за какой-то вопрос, добились своего и кинули. Так было и с ядерным оружием… Вывод Беларусью ядерного оружия на тех условиях, как это было осуществлено нашими националистами, это была жесточайшая ошибка», - заявил Лукашенко.

«Мне еще пришлось подписывать этот договор, потому что деваться было некуда - давили и Россия, и американцы», - посетовал он, хотя еще несколько лет назад кичился тем, что Беларусь является безъядерной зоной.

"Если бы у нас было ядерное оружие, то с нами бы разговаривали бы по-другому. Это (ядерное оружие) величайшее достояние, это дорогой товар, который мы должны были прилично продать", - заявил Лукашенко. - "Мы будем разговаривать только солидно, как партнеры, как бы нас не давила Америка, а с другой стороны – Россия».

Грязные технологии

"Мы взятки не берем и не собираемся никому продавать даже за большие деньги этот (ядерный) материал", - сказал Лукашенко.

Не собираемся – потому что по большому счету не сможем. Во-первых, МАГАТЭ осуществляет ежемесячный контроль количества ядерных отходов, хранящихся в Беларуси. Во-вторых, Беларусь подписалась под договором о нераспространении ядерного оружия и технологий. В-третьих, ядерного хлама в мире накопилось немало, а технология его переработки обходится недешево.

Но вчера Лукашенко произнес еще фразу, к которой следует относиться очень настороженно.

"Мы не собираемся делать «грязные бомбы», - сказал он.

Речь идет об использовании ядерных отходов в обычных снарядах и бомбах, при взрывах которых радиоактивный материал покрывает большие территории и вызывает лучевую болезнь у живой силы противника.

Следует отметить, что большинство стран скептически относятся к возможности Ирана создать свою ядерную бомбу. Вместе с тем, никто не отрицает возможности появления у иранской армии грязного оружия.

Также, никто не сможет помешать Беларуси спихнуть кому-нибудь ядерные отходы по сходной цене, не взирая на договор о нераспространении и другие факторы, или начать собственное производство «грязных бомб» на основе истощенного урана. Тем более, что у белорусских властей уже есть готовое оправдание, на всякий случай.

"Нам гарантировали безопасность (за вывод ядерного оружия), что мы будем под крышей этих ядерных держав», - напомнил Лукашенко.

«Сейчас нам этой безопасности не гарантируют», - заявил он.

Не исключено, что «ваши деньги – наш отказ от грязного оружия» и есть предмет сделки, которую Лукашенко хотел бы навязать мировому сообществу, чтобы через несколько месяцев с началом президентской избирательной кампании одуматься и выступить в роли миротворца международного масштаба.

Вряд ли есть смысл серьезно воспринимать рассуждения Лукашенко, по крайней мере, пока они звучат с берега Припяти в объективы телекамер белорусского ТВ. Если же белорусские власти предпримут хотя бы один небольшой шаг по реализации озвученных А.Лукашенко скрытых угроз, политическая игра моментально перейдет на другой уровень и по совсем другим правилам…



<Март 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
22232425262728
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Апрель 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Политика