Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко публично подтвердил, что белорусские власти готовы поделиться с крупным иностранным инвестором самым ценным, что есть в Беларуси – приватизационной девственностью месторождениями калийной соли.
Комментируя поступившее в Гомельский облисполком предложение канадской фирмы о создании совместного предприятия по разработке месторождения калийных солей в Петриковском районе с запасами 236 млн.т., Семашко заявил, что уже в этом году в калийную отрасль Беларуси возможен приход крупного стратегического инвестора.
По его словам, инвестор будет точно не из Канады, которая в настоящее время выступает на мировом рынке как конкурент белорусских производителей, передает БелТА.
Это будет инвестор из Китая. Именно такой план, который уже давно не является новостью для белорусских чиновников, созрел в верхушке белорусского руководства при решении не связанной с калийной отраслью задачи – где взять денег на создание отечественного легкового автопрома.
Производство автомобилей – не строительство молочнотоварной фермы. Требуются не десятки миллионов долларов, а несколько миллиардов. Найти такую сумму денег можно лишь продав что-то очень ценное и дорогое.
В Беларуси выбор не велик, если вообще есть. В итоге возникло предложение, уже введенное в уши А.Лукашенко: акционировать Беларуськалий, продать 20% акций Китаю, а вырученные деньги вложить в рождение автопрома.
Китай является крупнейшим импортером белорусского калия. С одной стороны присутствие китайской компании, к примеру Sinochem или CNAMPGC, в списке акционеров Беларуськалия позволит на долгие годы привязать этого покупателя к белорусской калийным удобрениям.
Но с другой стороны, канадский инвестор представляется куда более правильным партнером. Уж лучше периодически отбиваться от робких наездов по поводу картельного сговора в отношении мировой цены на калий (калийная связка БКК-Канада получит более 50% мирового рынка калия), чем уныло исполнять настойчивые пожелания возможного акционера о снижении цены на закупаемую им продукцию.
Впрочем, сама идея не выдерживает никакой критики. Калий (производство и месторождения) – это единственное национальное достояние, по сути, стратегический резерв страны, распечатывать который допустимо лишь в крайнем случае. И Беларусь еще слишком далека от такой ситуации.
Прощание с девственностью (в данном случае – во всех смыслах) не следует превращать в одномоментный процесс, чтобы затем не было сокрушительно больно все оставшиеся годы. Подходить к нему надо постепенно, начиная с объятий и легких поцелуев продажи сотен предприятий, принадлежащих государству.
Использование полученных от приватизации денег на отечественный автопром, работающий по принципу «дешево и сердито» - это вообще из серии «no comment». Может, все же лучше остановиться на молочнотоварных фермах с прицелом на европейский рынок?