Белорусские власти не хотят в ближайшие годы ложиться под Запад или Россию, предпочитая вертеться между «двумя гигантами». В своем стремлении сохранить «суверенное государство» официальный Минск не считает зазорным приврать или «забыть» реальные факты.
Вектор белорусской внешней политики в ближайшие годы обозначил министр иностранных дел Сергей Мартынов в интервью изданию Der Standard накануне своего участия в Мюнхенской конференции по безопасности. По его словам, Беларусь располагается между ЕС и Россией, а жизнь между двумя гигантами непроста.
Мартынов отметил, что Беларусь не является кандидатом в ЕС, но и не сближается с Россией, предпочитая оставаться суверенным государством и "важным колесом в этой большой машине под названием европейский континент".
Впрочем, в словах министра нет ничего нового – белорусская избушка уже несколько лет отчаянно вертится между «гигантами», поворачиваясь в нужный для себя момент передом то к Москве, то к Евросоюзу. В таких условиях жизнь действительно непроста, а итоги такой политики пока неутешительны – за время хаотичного вращения отношения с Россией значительно ухудшились, в то время как сближение с ЕС находится лишь в зачаточной стадии.
Поскольку Мартынов беседовал с европейским изданием накануне европейского мероприятия, то основное внимание было уделено тому, как стимулировать развитие «зародыша». В этой связи министр предложил не смешивать рыночные и политические реформы (мухи и котлеты в белорусском варианте).
"Истинная политическая ситуация в Беларуси много лучше, чем она представляется средствами массовой информации", - цитирует издание Мартынова.
"Наше общество должно совершенствоваться», - признает чиновник, однако подчеркивает, - «Мы не будем делать этого по указке ЕС".
Единственным аргументом, который сегодня позволяет представителям белорусской избушки гордо говорить о своей независимости и оставаться «колесом», является роль Беларуси в транзите российских углеводородов в Европу. И ради усиления значимости этой роли белорусские власти готовы на все, в том числе и на ложь, вернее, вольную трактовку отдельных фактов в белорусском понимании.
Так, признавая наличие «жарких споров» с Россией по условиям поставки российских энергоносителей в страну, Мартынов тем не менее отметил, что в качестве аргумента Беларусь ни разу не воспользовалась возможностью перекрыть поставки углеводородов на Запад.
«Беларусь - очень надежный транзитер», - заявил министр и попросил Европу обратить на это внимание.
А заодно и забыть о ничего незначащих историях с нефтью в январе 2007 года и газом в феврале 2004 года. Да, в обоих случаях решение о прекращении поставок углеводородов принимала Россия. Но вряд ли факты несанкционированного отбора Беларусью сырья из трубопроводов позволяют назвать страну «надежным транзитером».
Эти события в новейшей истории суверенной страны позволяют сделать вывод, что Минск готов гарантировать надежность транзита ровно до тех пор, пока в закромах избушки звенит хоть какая-то монета. Когда же этот звон прекращается, в силу вступают форс-мажорные обстоятельства, естественно навязанные «гигантами».
Возникшая уже в новом 2010 году спорная ситуация с ценами на российские нефть и газ пока не привела к перекрытию транзита. Но несмотря на наличие подписанных документов очередной конфликт – как публичный по нефти, так и скрытый по газу – нельзя назвать урегулированным по одной простой причине – у хозяев избушки закончились деньги, причем накануне выборов…