Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Семашкина агония

Подпись первого вице-премьера Владимира Семашко под пакетом документов по условиям поставки российской нефти в Беларусь в 2010 году и ее транзита в Европу ввергла страну в траур. Согласие Беларуси с российскими условиями свидетельствует о полной капитуляции официального Минска перед новой экономической политикой России, реальные проявления которой стали заметны невооруженным взглядом еще в первой половине прошлого года.

Чиновники, экспертное сообщество и большая часть населения отказывались верить в возможность развития событий по такому сценарию, уверовав в разгоняемую официальной пропагандой значимость Беларуси для России в разных сферах, а, стало быть, и в неоспоримые способности белорусского руководства который год подряд продавить выгодные для себя экономические условия сотрудничества в виде очередной порции миллиардных дотаций со стороны Москвы. Но продолжавшиеся несколько месяцев переговоры оказались безрезультатными.

Реалии минувшей среды, открывшей новую страницу в жизни отдельно взятой в центре Европы страны, неизбежно вынудят белорусскую номенклатуру заново оценить реальные способности и возможности нынешнего руководства. Главный подписант Беларуси Владимир Семашко не мог не понимать грядущих изменений в менталитете подчиненных. И в тот момент, когда вице-премьер РФ Игорь Сечин докладывал президенту РФ Д.Медведеву о «поражении» в нефтяной войне, Семашко кормил агентство БелТА победными сводками с поля боя, пытаясь представить капитуляцию как очередную победу белорусских переговорщиков.

Семашкин плач сменился на агонию.

"Нам удалось доказать, что внутренние потребности Беларуси в нефти составляют не 5 млн.т, а 6,3 млн.т, без учета внутренней добычи нефти. Цена этого вопроса - $400 млн.", - заявил вчера Семашко.

Еще в декабре Семашко уверенно заявил, что Россия готова поставить беспошлинно 8-9 млн. тонн нефти, в то время как оппонент Сечин озвучил цифру в 6,3 млн. тонн. Так кто кому доказал? Семашко – Сечину, или Сечин – Семашко? Ответ столь же ясен, как и смысл самого заявления. Но все же стоит полюбопытствовать насчет происхождения цифры в 5 млн. тонн, которая ни разу не упоминалась не то что в заявлениях белорусских или российских чиновников, но даже в самых бредовых расчетах, появлявшихся на различных форумах. Версия одна – доказать победу белорусской стороны можно было лишь цифрой меньше 6,3 млн. тонн, и 5 млн. тонн были просто взяты с потолка. Кстати цена вопроса в данном случае все же составляет $350 млн. Но стоит ли зацикливаться на таких мелочах?

Оказывается, стоит. Важной победой Семашко назвал возможность увеличить объем беспошлинных поставок нефти пропорционально росту ВВП, исходя из логики – растущая экономика потребляет больше ресурсов. Семашко сходу напомнил о планах на текущий год – рост 11-13%, сообщив, что перерасчет беспошлинных поставок будет произведен уже к 1 октября текущего года. Однако вместе с тем белорусская сторона не учла такой момент, как показатель по снижению энергоемкости белорусской экономики, который Россия может запросто использовать при перерасчете.

Безусловно, еще одной победой белорусской стороны было также представлено согласие России на повышение транзитного тарифа на 11%, то есть с 3,9 до 4,3 долларов за тонну, что по итогам года при прокачке 70 млн. тонн нефти в Европу позволит дополнительно заработать еще 30 млн. долларов (2-3 дня работы белорусских НПЗ). Впрочем, эта цифра уже давно съедена убытками от вынужденного снижения объемов нефтепереработки белорусскими НПЗ в январе текущего года.

Семашко сообщил, что достигнутые договоренности позволяют не облагать пошлиной те объемы нефти, которые будут поставлены на белорусские НПЗ, а затем экспортированы в Россию в виде нефтепродуктов. На таких же условиях будут осуществляться и поставки давальческой нефти. В обоих случаях речь идет о толлинге. Но Семашко позабыл упомянуть, что такая схема поставок предусматривают внесение в российский бюджет залога в размере экспортной пошлины. Возвращаться этот залог будет после того, как полученные на белорусских НПЗ нефтепродукты вернутся в Россию. Кстати, выкуп Беларусью этих нефтепродуктов для последующей поставки на Запад также не имеет никакого экономического смысла – 100% экспортные пошлины на российские нефтепродукты, введенные с 1 января т.г., также никто не отменял и не отменит.

"Благодаря достигнутым договоренностям бюджетные потери Беларуси будут не так велики, как это виделось еще совсем недавно", - заявил вчера Семашко. И одновременно сообщил, что Беларусь будет вынуждена обнулить экспортную пошлину на нефтепродукты, которая зачислялась в белорусский бюджет.

"Я думаю, что нам придется обнулять экспортные пошлины на нефтепродукты, потому что не может быть двойного налогообложения - 100% пошлин на поставки нефти и экспортная пошлина на нефтепродукты", - сказал Владимир Семашко.

При этом он не унывает, что Беларусь сможет в новых условиях решить две задачи: обеспечить дальнейшую модернизацию белорусских НПЗ и наполнить бюджет налогами от нефтепереработки.

«Как отрегулировать эти взаимоотношения между бюджетом и заводами, - есть соответствующие расчеты", - заявил Семашко.

Размахивая вчера белым флагом, Семашко гордо заявил, что сражение еще не закончено: Беларусь, проведя рекогносцировку и собравшись с силами, продолжит отстаивать свое право на беспошлинные поставки нефти в рамках Таможенного союза.

«Уже в середине нынешнего года при введении общей таможенной территории окажется нонсенсом, что что-то поставляется беспошлинно, что-то квотируется, и вообще у нас выявится большое число пошлин. Я думаю, что и российская сторона это понимает, и будут сделаны дальнейшие радикальные изменения в достигнутых договоренностях. Но пока нам нужно было разрешить эту конфликтную ситуацию", - заявил Семашко.

Но этот боевой клич никто не услышал. Ибо нет никакого смысла объяснять в сотый раз специально для одного вице-премьера, что Таможенный союз не регулирует экспортные пошлины и поставки углеводородов, а то, о чем мечтает Семашко возможно лишь в рамках единого экономического пространства, которое в лучшем случае заработает лишь с 1 января 2012 года.

Сегодня фантазиям (оправданиям) первого вице-премьера не было предела. Выступая на заседании Гомельского облисполкома (кто его туда пустил после вчерашней победы?), Семашко заявил, что белорусским нефтяным предприятиям необходимо создавать собственную автозаправочную сеть за рубежом, для начала в России и Украине. По его мнению, АЗС в первую очередь можно было бы разместить в приграничных областях - Брянской, Черниговской, Житомирской, которые только что и делают, что ждут не дождутся нашествия белорусов.

Собственная розница по продаже нефтепродуктов позволяет увеличить выручку на 20-30%, что значительно могло бы улучшить экономику белорусских нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, убеждал самого себя Семашко.

"Возьмите $200-300 млн. кредитных денег (у Китая). Там очень выгодные условия, с отсрочкой первого платежа на 5 лет. И пока придет время вносить первый платеж, вы уже сумеете окупить затраты", - посоветовал он.

В то же время он гордо сообщил, что на прошедших в Москве переговорах не обсуждалась возможность выделения Беларуси российского кредита на закупку нефти.

"Наши заводы всегда самостоятельно берут кредиты в белорусских и зарубежных банках на закупку нефти для собственных нужд", - сообщил первый вице-премьер.

Ну что ж, на нет и ссуды нет.

На следующей неделе Семашко продолжит общение с Сечиным, который приедет в Минск обсуждать развитие сотрудничества в газовой сфере, электроэнергетике, строительстве атомной электростанции в Беларуси.

"Белорусская сторона уже направила в Москву предложения с нашим видением того, что мы уже готовы подписать, а что нас совершенно не устраивает. На следующей неделе Игорь Сечин приедет в Беларусь обсуждать наши предложения по их проектам соглашений" - сообщил вчера Семашко.

Однако, перечень тем для обсуждения уже несколько сократился. В частности, не будет обсуждаться волнующий белорусов вопрос приватизации Нафтана. Ведь как признался Семашко, "российская сторона охладела в своих предложениях".

"Но, если они захотят, мы не закрываем эту книгу… Естественно, не на их условиях, а на наших, потому что белорусы - хозяева этой собственности", - подчеркнул первый вице-премьер.

Однако независимо от обсуждаемых тем и достигнутых в ходе общения с Сечиным договоренностей, отныне белорусский директорат на различных совещаниях и конференциях не будет ежиться под жестким взглядом первого вице-премьера, чей авторитет достался все тому же Сечину в виде трофея.

Отныне Семашко будет ежиться от укоризненных взглядов директоров предприятий и чиновников, до последнего веривших в его разводы. Лишиться Семашко и власти, которая была сосредоточена в его руках в виде председателя межведомственной комиссии по распределению квот на поставки нефти в страну, потому как в нынешних условиях квоты становятся бесполезными.

Минувшая среда ознаменовала неминуемый закат эры Семашко. План «А» не прокатил и в ближайшее время Лукашенко вынужден начать реализацию плана «Б».



<Декабрь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Январь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Энергетика