16 марта суду предстоит поставить точку в споре, который возник в связи с особенностями валютного курсообразования в Беларуси. С инициативой возбуждения дела выступил Высший хозяйственный суд. Поводом для обращения в КС стало дело, в процессе которого ВСХ требовалось установить правомерность санкций, предъявленных одному из банков и составляющих довольно крупную сумму - Bub 179 млрд. (неденоминированных). Аналогичные санкции в течение последних двух лет были наложены и на многие другие белорусские банки. Спор возник вокруг применения закона “О налоге на добавленную стоимость”, который действовал в Беларуси с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 года.
Согласно этому закону, объектом налогообложения являлась стоимость, которую предприятие добавляло к стоимости сырья или товаров при производстве и реализации продукции, товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также стоимость ввозимых на территорию РБ товаров. Это правило имело исключение: налогооблагаемый оборот при реализации покупных товаров по ценам, ниже цены приобретения, исчислялся, исходя из цены приобретения. Такая оговорка была необходима, чтобы предупредить сделки по фиктивным ценам. Никаких разногласий по поводу применения закона не возникало вплоть до 1998 года, пока в стране не изменилась политика курсообразования. Банкам пришлось порой продавать купленную валюту по цене, ниже цены приобретения.
На слушании дела в КС представитель Госналогкомитета признал, что такие операции вызваны объективными причинами, однако позицию ГНК это не меняет - образующаяся “минусовая” разница” должна облагаться НДС. Комитет принял 26.04.99 г. (и внес изменения 20.07.99 г.) методические указания, в которых к покупным товарам (продукции) приравнял иностранную валюту, а ее курс - к цене покупного товара. Однако Высший хозяйственный суд не согласился с такой постановкой вопроса, посчитав, что таким образом комитет изменил объект налогообложения. По мнению ВСХ, валюта не является товаром. Следовательно, по мнению суда, убытки, образующиеся в результате ее купли-продажи, не могут подвергаться налогообложению. Госналогкомитет, в свою очередь, ссылаясь на формулировки законов о бухучете и экономической несостоятельности, настаивает на том, что валюта все же является товаром.
Предсказать решение Конституционного суда, которое будет объявлено 16 марта, довольно сложно. Мнения министерств, ведомств, независимых экономистов по данному вопросу разделились. Так, мнение налогового комитета поддержали, в частности, Минфин, Минэкономики, Минюст. Точку зрения Высшего хозяйственного суда поддерживают Комитет госконтроля, Министерство предпринимательства и инвестиций, Прокуратура. Интересно, что противоположные выводы представили даже сами законодатели - Палата представителей и Совет Республики Национального собрания. Нижняя палата высказалась в пользу налоговиков, верхняя - в пользу ВСХ. В новом законе об НДС, который действует с 1 января 2000 г., налогообложение операций по купле-продаже иностранной валюты не предусмотрено.