Александр Лукашенко в очередной раз заявил о необходимости диверсификации поставок энергоносителей в Беларусь, выразив готовность участвовать в реализации проекта поставки каспийской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды. По его словам, в настоящий момент реализацию этого проекта тормозит только конечная цена этой нефти на белорусских НПЗ.
«Россия - это дружественное нам государство, но, тем не менее, диверсификация необходима. Мы не можем зависеть от поставок углеводородного сырья только из одного государства», - заявил Лукашенко в интервью агентству Trend News в преддверии официального визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Минск 12 ноября.
По его словам рассматриваются несколько вариантов.
«Это маршрут поставок танкерами на украинское побережье Черного моря, а затем железнодорожным путем на наши нефтеперерабатывающие заводы. Еще одно направление - нефтепровод Одесса-Броды. Мне кажется, этот вариант возможен, и абсолютно без проблем мы можем поставить на наши нефтеперерабатывающие заводы вашу очень качественную и полезную для переработки нефть», - сказал Лукашенко.
Вместе с тем он признал, что реализация любого из обозначенных вариантов вызовет негативную реакцию уже сложившегося в Беларуси рынка нефтянки.
«Конечно, надо иметь в виду, что это будет вторжением в уже оформившийся рынок, здесь государства уже давно торгуют, сложились определенные связи. Поэтому этот процесс непростой», - пояснил Лукашенко. – «…К сожалению, каждый борется за рынки, никто свои рынки просто так не отдаст…»
Он также заявил, что еще одним тормозом является высокая цена.
«Но надо, конечно, и учесть, что на сегодняшний день пока экспортная цена азербайджанской нефти высоковата и не складывается экономика на другом конце этой трубы - на нефтеперерабатывающем заводе», - подчеркнул Лукашенко.
В то же время он выразил уверенность, что уже в ближайшем времени ситуация изменится.
«Но это только пока. Мы просчитали эти варианты, и как только мы договоримся, и экономически будет выгодно, то немедленно приступим к реализации этого проекта. Заинтересованность Азербайджана, прикаспийских государств, Украины и Беларуси в этом есть.