Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге удовлетворил иски редакторов екатеринбургской газеты "Д.С.П." и владивостокской "Арсеньевские вести", которых российские суды признали виновными в клевете на чиновников, и обязал Россию выплатить 7 тысяч евро за нарушение свободы слова. Об этом говорится в обнародованном в четверг коммюнике Суда.
Екатеринбургская газета "Д.С.П." в 2001 году опубликовала статью "Белый дом стал голубым", где областной премьер Алексей Воробьев - в коммюнике суда он значится как В. - обвинялся в связи с бывшим московским чиновником Сергеем Капчуком (по версии суда - К.), которому он якобы подарил за счет областного бюджета квартиру в Москве. В 2002 году суд Екатеринбурга приговорил редактора газеты Яну Порубову к полутора годам исправительных работ по статьям УК РФ "клевета" и "оскорбление". Порубову амнистировали, но судимость за ней сохранилась.
Три учредителя приморской газеты "Арсеньевские вести" были приговорены к штрафу в 75 тысяч рублей за статью "Вся власть из леса", опубликованную в 2002 году. В ней критиковалась несанкционированная продажа леса и цитировалось письмо чиновников, которые называли возможных виновников нарушения.
Позже российские апелляционные инстанции подтвердили приговоры судов.
ЕСПЧ изучил обстоятельства дел и решил, что обе статьи касались управления государственными средствами, которое по праву привлекло внимание журналистов.
В первом случае судьи отметили, в частности, что обвинения против Порубовой основывались на обличении гомосексуализма, тогда как целью статьи было прояснить расходы государственных средств.
Во втором случае, по мнению судей, журналисты имели право публиковать выдержки из официального и не засекреченного документа. Более того, сами власти в ходе процедуры не стали опровергать содержавшихся в статье обвинений.
Палата ЕСПЧ постановила, что российские власти нарушили статью 10 европейской Конвенции о правах человека и основных свобод (свобода выражения мнения). Суд обязал Россию выплатить истцам по делу "Арсеньевских вестей" 2,6 тысячи евро за нанесение материального ущерба, 3 тысячи евро за моральный ущерб и 1,4 тысячи евро на покрытие судебных издержек. Порубовой ЕСПЧ не присудил ничего, поскольку она возмещения не требовала.
Решение палаты суда вступит в силу, если стороны в течение трех месяцев не обратятся с просьбой передать дело в Большую палату ЕСПЧ, которая, в свою очередь, может отклонить обращение.