Последнее обновление: 21.11.2024 16:09

Белорусские гусары денег не хотят-с – Минфин

Беларусь не испытывает острой необходимости в заимствованиях на внешних финансовых рынках, заявил сегодня в Минске министр финансов Беларуси Андрей Харковец. Основной причиной он назвал высокую стоимость кредитов. Однако суть проблемы заключается в том, что белорусские гусары денег не берут, потому их (деньги) никто не дает.

"Нас часто спрашивают, почему до сих пор не вышли на внешние рынки. На этих рынках появился определенный позитив, стали появляться инвесторы, которые располагают значительными суммами. На рынки вышло уже немало стран. Но наш анализ показывает, что страны нашей рейтинговой группы в текущем году на эти рынки еще не выходили", - заявил Харковец, которого цитирует "Interfax.by".

"Вопрос в стоимости этих ресурсов. Даже страны с более высоким рейтингом сегодня вынуждены платить за кредиты на 1,5 - 3 процентных пункта больше, чем в докризисные времена", - подчеркнул глава Минфина.

Беларусь находится в одной рейтинговой группе со странами, которые могут долго ходить по рынку с протянутой рукой. Инвесторы, которые могут что-то положить в эту руку, даже не называют цену кредитов. С Беларусью предпочитают не связываться, поскольку страна пока не доказала свою платежеспособность. Харковец, безусловно, думает и говорит иначе.

"У нас проходят консультации, и к нам проявляют интерес много крупных банков, международных финансовых компаний. Так, за последние несколько месяцев состоялись встречи с представителями The Royal Bank of Scotland, "ВТБ Капитал", BNP Paribas, Deutsche Bank, Nomura, Merrill Lynch, Credit Suisse. Эти высококлассные банки готовы выступить в качестве организаторов заимствований для нашего государства", - сообщил министр.

"Мы отработали с ними индикативные условия по заимствованиям", - добавил он.

Индикативные условия следует понимать как некую виртуальную готовность когда-нибудь, в каком-то обозримом будущем, небольшими для пробы суммами и не более. А интерес крупных банков к Беларуси – он примерно такой же, как у белорусов, впервые попавших в африканскую саванну.

И до тех пор, пока международные структуры типа МВФ или Всемирного банка не дадут отмашку зеленым флажком, Беларусь не получит денег от инвесторов: связанные кредиты – еще можно пробить, живые деньги – мечтать не вредно.

«Естественно, внешние заимствования будут: они будут связаны главным образом с реализацией договоренностей в рамках программы правительства и МВФ», - признал Харковец.

Поскольку денег не дают, то главе Минфина не остается ничего кроме заявлений типа «Мы должны еще подождать более комфортных условий на рынке для нашей страны».

Он не сказал, как долго придется ждать и есть ли возможность для выжидания, учитывая, что Россия окончательно развеяла все надежды на $500 млн. кредит. Правда, высказывания Кудрина еще не дошли до сознания белорусских чиновников.

"Договоренности о том, что РФ предоставит кредит, не сняты. Наше обращение было, и подходов своих мы пока не меняли", - заявил Харковец. – «Вы, наверное, знаете, что министр финансов России Алексей Кудрин предлагал этот кредит получить из антикризисного фонда ЕврАзЭС… Эта инициатива Алексея Кудрина нам понятна, но мы в данном случае видим, что пока много технических нюансов, которые не способствуют решению этого вопроса. Да и договоренности о выделении кредита на высшем уровне носят иной характер: речь шла о выделении кредита правительства Российской Федерации, а не фонда ЕврАзЭС".

Но Кудрин говорил на понятном в Минске русском языке без какого-либо подстрочника. А потому единственное, на что могут сегодня рассчитывать власти – очередной транш кредита МВФ и «часть ресурсов Всемирного банка на цели развития». Причем второй целиком и полностью зависит от выделения первого.

«Также будут заимствования в рамках кредитных ресурсов Китая: это связанные кредиты по энергетическим проектам», - добавил министр.

Однако китайские деньги уже расписаны и использовать их на покрытие бюджетного дефицита или поддержку курса белорусского рубля не получится. Это и заставляет власти постоянно находиться в позе низкого старта.

«Мы постоянно наблюдаем за ситуацией на внешних финансовых рынках. Мы имеем высокую степень готовности к выходу на эти рынки…», - констатировал Харковец.

Насчет готовности, министр погорячился. Для подавляющего большинства крупных инвесторов Беларусь остается страной с непрозрачными условиями для инвестиций и работы на внутреннем рынке, непредсказуемой экономической политикой и подавляющей любую инициативу ролью государства, высоким риском национализации и экспроприации без каких-либо гарантий вложенных денег.

Белорусские власти могли бы даже спрыгнуть со скакуна, на котором они гарцуют на протяжении всего кризисного года, и взять денег с видом, что это именно они делают одолжение инвестору. Однако никто не хочет прерывать это странное, напоминающее агонию, упоение собственной исключительностью (кризисноустойчивой моделью экономики), вполне обоснованно предполагая, что время инвесторов уже закончилось и настало время специалистов в области психического расстройства. Зачем портить последние мгновения, когда скакун и сам вот-вот отбросит копыта.



<Сентябрь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011
Октябрь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Экономика