Он шел как бык на красный свет (Машина Времени).
В таком ключе ответил вчера А.Лукашенко на опубликованную в российской газете Коммерсант статью, отражающую мнение Кремля на ситуацию вокруг признания Беларусью независимости Южной Осетии и Абхазии в обмен на финансовую помощь России.
"…Лукашенко …это давно обещал. Обуславливать признание Абхазии и Южной Осетии нашими кредитами бессмысленно",— процитировала газета слова чиновника администрации президента РФ.
«Народы Беларуси и России живут практически в одном государстве, а потому пора наконец решить все проблемы, мешающие союзному строительству», - блокировал Лукашенко мнение представителей российской власти, вызвав к себе госсекретаря Союзного государства Павла Бородина.
Формально, Лукашенко якобы обсуждал с Бородиным два варианта повестки дня предстоящего заседания Высшего госсовета, в ходе которого планируется утвердить бюджет СГ на 2010 год, а также обсудить реализацию союзных программ и некоторые проблемные вопросы в отношениях между двумя странами.
Но как-то не ко времени, рановато, Лукашенко проявил интерес к повестке дня мероприятия, которое может пройти в декабре текущего года. Тем более что до заседания ВГ Лукашенко придется еще дважды общаться с Медведевым – в сентября на учениях и в октября в рамках саммита ЕврАзЭС. И кто знает, как сложится их беседа и в одном и другом случае после четырехмесячной паузы в общении, «нелицеприятной» словесной перепалки в Киргизии и тяжелых переговоров в Сочи. Общение с Медведевым – это не Вильнюс, где можно было устроить перед многочисленными представителями литовских и европейских СМИ показушную распальцовку несгибаемого лидера независимой страны, позволив себе слегка опустить Литву и Польшу фразами типа «Что касается политики, то, как и в случае с Литвой, вам (Польше) надо сначала съездить за советом в Брюссель".
Бородин был вызван в качестве доказательства, что визит в Литву не означает отказа Минска от игры в союзное государство. Не случайно Лукашенко и Бородин вспомнили об уже давно забытой теме - проект Конституционного акта, формы и методы союзного строительства. По словам Бородина, речь шла не «о президентах, премьерах и союзных министрах» - обсуждались вопросы конфедеративного устройства, делегирования полномочий. Не забыли, что в этом году проекту «Союзное государство» исполняется 10 лет.
Бородин воспрял духом, что еще не забыт и его услуги до сих пор востребованы. Но еще больше его порадовала новость о возможном увеличении союзного бюджета-2010 на 15-20%.
Весьма кстати пришлась вчера новость об аресте сотрудника Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Беларуси за взятку в Br10,2 млн., которая по сути разъяснила, для чего нужен и как осваивается бюджет союзного государства, и почему так рад Бородин.
По данным МВД Беларуси, задержанный в декабре 2006 года вымогал взятку у должностного лица предприятия, подведомственного Министерству ресурсов и охраны окружающей среды, за ускорение финансирования договора на создание научно-технической продукции по оценке нефтеперспективности Оршанской впадины на основе космической информации и геолого-геофизических данных.
Финансовые средства должны были поступить из бюджета Союзного государства Беларуси и России по программе "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства".
Задержанный сотрудник выдал себя тем, что испугался проводимой в институте проверки выплат из бюджета и пытался вернуть заказчику полученную три года назад взятку. Один испугался, а сколько могли хладнокровно наблюдать за действиями проверяющих.
И в Беларуси и в России есть ведомства, которые в очередной раз займутся вопросами коррупции при освоении бюджета союзного государства, который, по словам Бородина, является своеобразным гарантом производственных программ. Для самого госсекретаря этот бюджет является гарантом того, что в ближайшие несколько лет можно не беспокоится о поиске новой работы.
Но история со взяточником хорошо показывает, что проект Союзного государства за 10 лет существования прогнил до такой степени, что проще и дешевле создать нечто новое, чем латать это зияющее дырами сито. Однако Лукашенко не нуждается в чем-то новом – по его мнению потенциал идеи союзного государства еще до конца не исчерпан (еще можно доить партнера). Москва, стремящаяся по возможности сохранить свое влияние на постсоветском пространстве, безусловно, готова обсуждать новый проект с кем угодно, но только не с Лукашенко.
С точки зрения внутренней белорусской политики, он смог отбить очередной выпад России. Но фраза «пора, наконец, решить все проблемы, мешающие союзному строительству» не стала новостью для Москвы, уставшей жить в союзной коммуналке.