Белорусские власти решили последовать примеру России, нанявшей бывшего канцлера ФРГ Шредера для продвижения проекта «Северный поток», и привлечь к столь сложному процессу как диалог с Европой экс-министра ФРГ Ханса-Дитриха Геншера. Бывшего высокопоставленного чиновника и до сих пор весьма влиятельного политика пригласили в Минск, а вербовкой занялся лично А.Лукашенко.
Геншер весьма прозрачно подтвердил цель своего визита в ходе открытой для прессы протокольной части, предваряющей дальнейшую беседу с Лукашенко за закрытыми дверями.
"Необходимо понимать, что Европа может быть стабильной только в том случае, если она будет основываться на принципах равенства всех европейских государств, как больших, так и малых. Нам весьма важно уделять внимание развитию белорусско-германских отношений, отношений Беларуси и Европейского союза", - заявил Геншер.
«Республика Беларусь не выпадала из поля моего зрения, я продолжаю отслеживать ситуацию в Беларуси, ситуацию в белорусско-германских отношениях", - подчеркнул он.
Выбор белорусских властей вовсе не случайно пал на «безработного» Геншера. ФРГ стала первой страной в Европе, которая еще в далекие 2000-2001 годы заговорила о необходимости смены внешней политики Европы в отношении Беларуси: от противостояния перейти к диалогу. Причем не просто заговорила, а начала медленно, но верно налаживать контакты с властями.
К 2006 году об этом начали говорить публично, а годом спустя официальный Минск окончательно вошел в процесс диалога. Причем, всю посредническую работу и роль консультантов взяли на себя именно немецкие политики и официальные лица. Одна роль посла ФРГ в Минске г-на Вайса чего стоит.
Не исключено, что Геншер де-факто придет на замену главе офиса ОБСЕ в Минске Хансу-Йохану Шмидту, который уже сегодня покинет Минск из-за серии скандалов, вызванных в том числе и тесными связями с высокопоставленными белорусскими чиновниками. Официальный Минск весьма нервно отреагировал на отставку Шмидта, усомнившись устами главы администрации В.Макея в целесообразности присутствия в Минске офиса ОБСЕ.
Отчасти выбор объясняется и предстоящими (27 сентября) парламентскими выборами в Германии, победу на которых прочат либеральной Свободной демократической партии (СвДП), членом которой является г-н Геншер. Впрочем, немецкий политик заверил, что независимо от итогов выборов политика ФРГ в отношении Беларуси не изменится.
"Различные правительства, которые сменялись в Германии, едины в понимании ответственности в проведении внешней политики… подобные подходы Германии не изменятся, несмотря на предстоящие парламентские выборы, и останутся основой политики в плане интересов развития отношений с Беларусью", - заверил Геншер.
Однако лишняя перестраховка никому не помешает, тем более Минску, которому приходится вертеться между двумя политическими центрами – Брюсселем и Москвой. И следует отметить, что Лукашенко качественно подготовился к вербовке немецкого политика.
"Я не мог даже представить, что мы будем сидеть с вами за одним столом и обсуждать политику, ее основные направления, место Беларуси в европейской политике", - заявил Лукашенко. - "Лет с двадцати я активно занимался политическими вопросами, многое изучал в политике, особенно в политике Германии, поскольку она формировала не только европейскую архитектуру, но и мировую. И вы как архитектор этой политики не могли не оказаться в центре моего внимания".
"Если бы меня 30 лет назад ночью подняли с постели и спросили, что это за человек - Ганс-Дитрих Геншер, я бы не только назвал его должность, но и мгновенно охарактеризовал всю его политическую деятельность", - не скупился на дифирамбы белорусский правитель.
"Ваши взгляды, которые не меняются на протяжении многих десятилетий, во многом соответствуют тем взглядам, которые пропагандируем мы. Это касается бесконфликтности мира, его стабильности, многополярности мироустройства. У нас есть очень много общих черт во внешней политике, которые были заложены еще вами в Европе", - подчеркнул Лукашенко.
Несколько публичных признаний «в любви» и полдела сделано, правда, в части вербовки. Однако вопрос, сможет ли г-н Геншер, и если сможет, то насколько, оживить несколько затухший в последнее время процесс диалога и придать ему качественно новую динамику, остается открытым.