МВФ, заглянув в зияющие пустотой закрома Нацбанка и долго шарив по углам в поисках завалявшегося там добра, выразил особую озабоченность низким уровнем международных резервов. По словам директора Европейского департамента МВФ Марека Белька, которому сегодня довелось пообщаться с белорусским премьером Сергеем Сидорским, такой уровень представляет опасность для стабильности страны.
"Среди краткосрочных вопросов наиболее актуальным является решение проблемы низкого уровня иностранных резервов, который может представлять опасность для стабильности страны", - отметил Белька, которого цитируют официальные СМИ.
"Мы (с Нацбанком и Минфином) обсуждаем эту проблему с точки зрения потоков кредита и их воздействия на отток резервов, с точки зрения налоговой, бюджетной политики и ее влияния на внутренний спрос, который в свою очередь влияет на резервы", - пояснил представитель МВФ.
На более понятном языке это означает лишь одно, что МВФ не на шутку озабочен скоростью поглощения выделяемых им кредитов Беларуси, которые затем материализуются в виде складских запасов социально-направленного производства. При этом особую роль, причем не в пользу Беларуси, в данный период играет отсутствие какой либо конкретики в переговорном процессе с Россией по выделению кредита в $500 млн. – очевидно, что кредитных денег МВФ не хватит до конца года (с учетом еще одного транша) для стабилизации платежной ситуации.
Что касается возможных мер в краткосрочном периоде, то речь безусловно идет об очередной девальвации, которую активно лоббирует правительство под давлением экспортеров и которая в очередной раз уменьшит покупательскую способность населения, то есть снизит потребительский импорт. Кроме того, с точки зрения бюджета Беларуси не избежать повышения ставки НДС для увеличения налоговых поступлений. Причем в этот раз основным лоббистом данной идеи может выступить именно сам фонд при поддержке определенной части властей.
Помимо краткосрочных мер, так называемой возможности поставить одним махом очередных несколько галочек в перечне обязательств Беларуси перед фондом, МВФ более активно повел себя в области долгосрочных мер, позволяющих выйти на докризисный уровень роста экономики. В общем МВФ уже начал конкретно интересоваться, каким образом Беларусь планирует погашать кредиты фонда. Пока, просматривается лишь один вариант – за счет продажи госсобственности.
«В целом мы удовлетворены общими направлениями экономической политики», - заявил Белька в начале встречи с Сидорским, что в текущей ситуации опять-таки означает полную оптимизма фразу «пациент скорее жив, чем мертв». Однако, лето хоть и подошло к концу, осень еще не наступила…
Россия – единственная надежда белорусских властей
Прозвучавшая на встрече с представителем МВФ тирада в исполнении Сидорского и вовсе не выдерживает никакой критики. Премьеру даже не удалась излюбленная чиновниками роль – в любой ситуации вести себя гордо и независимо.
"Мы с удовлетворением отмечаем, что весна-лето, а это самые сложные месяцы для экономики, для белорусской экономики явились месяцами подъема", - заявил Сидорский.
Под подъемом, очевидно, следует понимать неоднократные попытки правительства ввести ограничения на покупку валюты и таким образом на поступающий в страну импорт, постановление №991, а также жесткий пинок от Лукашенко и его администрации по поводу складских запасов, благодаря которому правительство, очутившись в состоянии свободного полета, осознало, что эту проблему надо как-то решать. Правда, результатов ждать придется долго.
"Есть и проблемы, связанные не только с внутренней экономикой, но и с трудностями на традиционных рынках, в частности, в России. Мы столкнулись с тем, что половину экспорта вынуждены переводить в третьи страны", - пропел Сидорский уже как год назад придуманное оправдание, отметив, что удалось открыть "более 13 новых стран для поставок нашей продукции".
И хотя он заявил, что "шаг за шагом" к концу этого года экономика выйдет на определенные правительством нормативы складских запасов, убедить в этом представителя МВФ ему не удалось. Все надежды белорусского правительства возлагаются отнюдь не 13 новых стран, а на "на открытие российской экономики" благодаря росту мировых цен на нефть и шагам российского правительства по поддержке отраслей, традиционно связанных с белорусской экономикой.
"Это даст возможность в ближайшей перспективе развить нашу экономику", - убежден премьер, преисполненный, по-видимому, уверенности в положительном исходе переговоров в Сочи между А.Лукашенко и Д.Медведевым.
Сидорский еще говорил о росте инвестиций, заявив при этом, что "мы не свернули ни одного инвестиционного проекта". Однако такие рассказы ровным счетом ничего не стоят на фоне признания о том, что у правительства есть предложения европейских и российских банков по инвестиционным вливаниям в экономику Беларуси.
Предложения руками не потрогаешь и на белорусской валютно-фондовой бирже не продашь. И уж кому, а директору Европейского департамента МВФ не составит особого труда в случае необходимости пробить реальность этих предложений и намерений. Может быть, Марек Белька одобрительно кивал головой, слушая Сидорского, но большой вопрос - поверил ли он в эти агитпроповские сказки белорусского премьера.