Разворот Беларуси на Запад должен был снять все препоны на развитии политических отношений между Беларусью и Украиной. Обе страны пытаются решать весьма схожие проблемы в отношениях как с Европой, так и с Россией. И если уровень взаимодействия с Евросоюзом у Киева гораздо выше, чем у Минска, то последний компенсируют эту разницу союзнической дружбой с Россией.
Однако создается ощущение, что организация каждой встречи глав двух стран требует неимоверных усилий, занимает очень долгое время и попутно обрастает всевозможными слухами. Казалось бы, чего проще – сел в самолет и прилетел. Лету - меньше часа.
За последний год Лукашенко и Ющенко удалось встретиться дважды. Это были рабочие встречи. Причем на подготовку первой ушло несколько лет. Стороны неоднократно согласовывали место и срок, но за несколько дней до встречи давали отбой по различных политическим причинам.
В итоге первая рабочая встреча состоялась в Чернигове. Ответный рабочий визит Ющенко заключался в посещении Гомеля.
В настоящее время стороны думают о том, как открыть очередную главу в двусторонних политических отношениях, организовав официальный визит одного из руководителей стран в другую. Вроде, как первым выпало ехать Лукашенко.
"Я не могу назвать сегодня конкретную дату, но мы готовимся к официальному визиту Президента Беларуси в Украину. Для этого нужно решить целый ряд вопросов. Думаю, что в текущем году этот визит состоится", - сообщил сегодня мало о чем говорящую информацию Посол Украины в Беларуси Игорь Лиховый.
Однако это вовсе не исключает, что первым может нанести свой визит и Ющенко.
"Во всяком случае, Виктор Ющенко приглашен посетить Беларусь с официальным визитом", - добавил украинский посол.
Несмотря на схожие политические интересы, стороны сегодня не готовы тесно взаимодействовать на политическом поле. Существующие экономические отношения не могут похвастаться реализацией неких крупных проектов, требующих согласования на уровне глав государств. А потому ничего не остается, как рассматривать трудности в организации личного общении исключительно через бытовую призму.
И одна и вторая сторона сегодня находится в незавидном финансовом положении из-за глобального кризиса. Поскольку любая копейка на счету, вполне может быть, что основным препятствием для организации официального визита является немалая смета бюджетных расходов. В силу вступает известная «домовитость» украинской стороны и непоколебимая тяга к халяве белорусской стороны.
Решение провести рабочие встречи в Чернигове и Гомеле очень смахивает на ситуацию, когда стороны и не против встречи, но ни одна из сторон не хочет изрядно тратиться на эту поездку. Одно дело поездки в Европу или Сочи, другое дело – перелет в столицу Украины или Беларуси. А потому и встречались на середине пути между Минском и Киевом, чтобы меньше потратиться на «бензин». Один раз Лукашенко покушал на халяву в Чернигове. Ющенко отыгрался бесплатным обедом в Гомеле.
Официальный визит обходится куда дороже рабочего, поскольку предусматривает проведение целого ряда протокольных мероприятий, начиная с официальной церемонии встречи, почетного караула в аэропорте и т.п. Все расходы оплачивает принимающая сторона.
Поскольку до конца года нет надобности в организации двух официальных визитов, все выглядит так, что стороны решают бытовой вопрос – как оплатив визит другой стороны, не остаться в итоге с носом.
Если Лукашенко летит в Киев, у Ющенко практически не остается шансов попасть в Минск из-за приближающихся президентских выборов на Украине, которые он почти со 100% вероятностью проиграет. Если же пригласить Ющенко в Минск, не совсем понятны шансы Лукашенко слетать на халяву в Киев при новом президенте Украины. Да и в Беларуси выборы не за горами.
В защиту данной нелепой версии есть один очень веский аргумент. Стороны 15 лет не могут урегулировать задолженность государственных украинских предприятий перед Беларусью, образовавшуюся в смутное время сразу после распада СССР. А ведь именно эта проблема мешает подписанию (ратификации) договора о госгранице между двумя странами и долгое время тормозила сотрудничество в сфере поставок и транзита украинской электроэнергии. И пока конца в решении этой проблемы не видно.