В начале прошлой недели Ирак провел тендер на разработку нефтяных месторождений. В итоге попытка Багдада привлечь иностранные инвестиции в свою нефтяную отрасль завершилась заключением лишь одного контракта из восьми возможных, передает Reuters.
Нефтяные компании, участвовавшие в тендере, отказались принять предлагаемые властями Ирака условия, и эти результаты могут поставить под сомнение будущее министра нефтяной промышленности Хуссейна аль-Шахристани, говорят участники рынка. Правда, некоторые иракские политики утверждают, что прошедший нефтяной тендер никак нельзя назвать поражением для страны.
По условиям соглашений, Ирак должен будет оплачивать каждый баррель, добытый сверх установленного количества. Правда, предлагаемая сумма гораздо ниже той, на которую рассчитывали участники тендера. В результате удалось заключить договор лишь по одному из восьми (шести нефтяных и двух газовых) месторождений. Контракт на разработку крупнейшего месторождения Румайла с запасами в 17 млрд барр. достался консорциуму во главе с британской BP.
Конечно, Ирак, располагающий третьими в мире по величине запасами нефти и получающий львиную долю доходов именно от экспорта этого сырья, возлагал большие надежды на привлечение международных нефтяных гигантов к разработке недр. Но даже несмотря на это, страна не должна "разбазаривать свои природные богатства", считает министр нефтяной промышленности. "Да, мы поставили иностранным нефтяным компаниям жесткие контрактные условия, но это потому, что мы намерены сохранить нефтяные доходы Ирака", - заявил Хуссейн аль-Шахристани.
Представитель Высшего исламского совета Ирака Набил Исмаил также считает, что министр и правительство поступили правильно, не приняв предложения, не соответствующие потребностям страны. "Хуссейн Аль-Шахристани не уйдет в отставку. Он лишь бережет государственные средства и уже доказал, что его политика служит интересам народа", - говорит Н.Исмаил.
В свою очередь политический аналитик Мазина аль-Шаммари, полагает, что основной козырь Х.аль-Шахристани - это поддержка со стороны премьер-министра Нури аль-Малики. "Выступать против министра нефтяной промышленности значит выступать против премьера. Однако желающих заняться этим пока нет", - говорит эксперт. По его оценкам, Хусейн аль-Шахристани отлично справляется со своей работой.
Правда, далеко не все разделяют эту точку зрения. Например, глава нефтегазового комитета в парламенте Али Балу считает, что результаты тендера стали настоящим провалом для властей. "Мы советовали министру нефтяной промышленности сотрудничать с парламентом, чтобы заключать контракты на законных основаниях. Он отвернулся от парламента, а нефтяные компании отвернулись от него", - заявляет Али Балу.
Стоит также отметить, что еще до начала тендеров некоторые парламентарии выступали против заключения контрактов, считая это пустой тратой государственных средств, поскольку среди месторождений, выставленных на тендер, были и те, в которые Ирак вложил значительные суммы. Также Али Балу требовал, чтобы тендер проводился с согласия парламента, но Хуссейн аль-Шахристани отказался спрашивать разрешения законодателей.
Напомним, что общие разведанные резервы нефтяных бассейнов Ирака составляют 115 млрд барр. По этому показателю страна занимает третью строчку в мировом рейтинге. Сейчас Ираку необходимо в быстрые сроки восстановить разрушенную войной нефтяную промышленность, поскольку доходы от продажи углеводородов позволят проводить общую реконструкцию хозяйства. По оценкам большинства экспертов, проводимые тендеры определят будущую архитектуру мирового рынка нефти, поскольку единственные крупные неразведанные бассейны черного золота остались лишь в Ираке и Иране.