За сладкое приходится горько расплачиваться. (Леонардо да Винчи)
Громкое отсутствие на Дне независимости приглашенного президента России внешне не сказались на настроении белорусского президента. Крупнейший в истории суверенной Белоруссии парад, призванный превзойти московский парад Победы от 9 мая 2009 г., прошел в формате семейного праздника клана Лукашенко, на который пригласили белорусский народ.
В Беларуси, особенно в среде белорусской оппозиции, принято объединять политические режимы в России и Беларуси. Игнорируя глубинные, идеологические различия и ориентируясь на внешние проявления, критики действуют по пропагандистскому принципу, т.е. используют методику, неприменимую как в аналитике, так и в политической науке. Между тем, даже если обращать внимание исключительно на внешние индикаторы, то нетрудно представить состояние российского политического класса, если бы на празднование 9 мая Д. Медведев, являющийся главнокомандующим российскими ВС, явился бы на Красную площадь в маскарадном мундире генералиссимуса с сыном –школьником и заставил бы весь парад отдавать честь мальчишке.
Если и дальше продолжить данную тему, то логично было бы видеть Б. Обаму в подобного рода военном одеянии, Н. Саркози и т.д. Стоит отметить, что военных отдавать честь детям младшего возраста высшего руководства страны не заставляли даже в Северной Корее. Это монархическая традиция, призванная приучить народ и армию к наследнику престола.
Белорусская армия, за свое недолгое существование не участвуя ни в одном вооруженном конфликте, оказалась полностью разгромлена в собственной столице, превратившись в потешные войска. После парада 3 июля 2009 г. в белорусской армии не осталось офицеров…
На этом фоне появление в Минске 3 июля президента России носило бы скандальный характер. Видимо А. Лукашенко планировал публично, прямо на трибуне назначить президента России нянькой своего очередного сынка.
Однако, помимо специфических наклонностей белорусского президента, были и политические причины для отсутствия Д. Медведева на праздновании Дня независимости.
Дело в том, что период, предшествующий празднику был наполнен событиями, говорящими не в пользу визита главы Российской Федерации в столицу «союзной» Беларуси.
В республике продолжается активная антироссийская пропагандистская кампания, имеющая все основания считаться информационной войной. На фоне благоприятных отзывов о белорусской политике ЕС и США, оценки Кремля и России в белорусских СМИ выглядят исключительно негативно. Используется весь традиционный «аргументный» ряд, призванный убедить население республики в провале экономической политики правительства России, всесилии «олигархов», банкротства российской финансовой системы («не хватило денег даже Беларуси») и т.д.
Любопытно то, что на фоне «успехов» белорусской экономики в разряд очередных свершений зачислялись все благоприятные известия и надежды на получение очередных кредитов, прежде всего со стороны МВФ и ЕС. Этот политический парадокс – «успехи» в экономике и необходимость срочного кредитования, давно вышли за рамки сформированной еще в сентябре прошлого года пресловутой теории «подушки безопасности» - кредиты республике, в общем-то не нужны, но имеется необходимость создать финансовую «подушку безопасности». Сейчас уже не до «подушек» и прочих финансовых «перин»…
Только после визита еврокомиссара Бениты Ферреро- Вальднер накал антироссийской пропаганды стал спадать. Однако вновь появившиеся в белорусских СМИ заявления в пользу российско-белорусского «братства» звучали столь конъюнктурно, что могли вызвать в России только негативную реакцию.
Визит конгрессменов США, который оказался почти приурочен к празднику, не мог не произвести впечатление на российское руководство. Проблема в данном случае не в судьбе гражданина США Э. Зельцера. Ни для кого не является тайной, что А. Лукашенко торгует людьми. До Э. Зельцера он торговал А. Козулиным, до А. Козулина пытался торговать М. Мариничем и т.д. В этом нет ничего удивительного, так как торговля людьми является обязательным компонентом любого авторитарного и тоталитарного режима.
Главное в том, что А. Лукашенко отчитался перед американскими конгрессменами об отказе Минска признать независимость и суверенитет Абхазии и Южной Осетии, чем фактически обесценил все свои обещания рассмотреть вопрос о признании/непризнании новых закавказских государств. Имеются все основания считать, что А. Лукашенко никогда и не планировал исполнить союзнический долг и политика обещаний и даже информационных «вбросов», проводимая Минском, на удочку которых иногда попадались российские СМИ, носила исключительно лицемерный характер.
С другой стороны, стоило бы отметить, что абхазский и осетинский народы имеют такое же право на суверенитет и независимость, как и белорусский. И если белорусский политический класс второе десятилетие в лимитрофном формате виртуально воюет за свой суверенитет с «империей», от которой он при этом одновременно не забывает требовать оплаты своего суверенитета, то абхазы и осетины больше пятнадцати лет вели реальную войну за свой суверенитет и положили за независимость тысячи жизней. Более того, они победили в этой войне и из сепаратистов стали основателями новых государств. Стоит напомнить, что и чеченские сепаратисты выиграли первую чеченскую войну, но отказались соблюдать соглашение, заключенное в Хасавьюрте, что и определило их дальнейшую судьбу. Они так и остались сепаратистами…
Ставя под сомнение право народов, уже отвоевавших с немалыми жертвами свой суверенитет, на международное признание, белорусское руководство неумолимо ставит под вопрос собственный суверенитет. И те и другие связаны одной судьбой – все они вышли из СССР.
В Москве не осталось иллюзий в отношении способности Минска выполнять свои обещания.
Россия в дни, предшествующие Дню независимости продемонстрировало, что она намерена терпеливо и упорно напоминать белорусскому руководству, что белорусский суверенитет – забота исключительно белорусских властей, а не Кремля. В среду, 29 июня премьер России В. Путин подтвердил намерение правительства России закрыть в 2009 -2010 году российский рынок сельхозтехники от импорта продукции, аналогичной той, что производится на территории федерации. Можно считать, что российские власти отказались от бессмысленных многолетних споров о доле российского рынка, на который претендует Минск.
30 июня Роспотребнадзор напомнил Минску, что «победа» в «молочной войне», которую до сих пор празднует Администрация президента РБ, носит четко ограниченный по времени характер – до начала июля белорусские молочные предприятия должны были пройти экспертизу для поставки своей продукции на российский рынок. Но по старой белорусской номенклатурной традиции, все соглашения с Москвой в Минске принято воспринимать в формате очередных «побед», то есть белорусская сторона выполняет только ту часть соглашений, которая ей выгодна или настойчиво добивается от россиян выполнения взятых Москвой обязательств, даже не планируя выполнять свои. В данном случае, придя 16 июня к соглашению с Роспотребнадзор, белорусская сторона приняло к исполнению только то, что ей было нужно в данный момент - для белорусского молока вновь открылся российский рынок. Оформлять новые условия поставки ринулись единицы. В этом поведении нет никакого феномена. Белорусская номенклатура уверена, что она и впредь сможет диктовать Москве свои условия, что, безусловно, является глубоким заблуждением.
1 июля Финляндия, сняв экологические озабоченности, одобрила проект строительства газопровода «Северный поток» (Nord Stream) по своему морскому шельфу. Создав прецедент, Хельсинки поставил под вопрос экологические претензии Швеции и Дании (с Германией проще). Между тем, по традиции, правящая белорусская номенклатура считает, что ОАО «Газпром» «не прорвется» через Балтийское море. До настоящего времени в Минске уповают на строительство второй очереди газопровода «Ямал – Европа». Однако, вместе с уже начавшимся строительством нефтепровода БТС-2, газопровод «Северный поток» (Nord Stream) фактически ликвидируют статус транзитера для Беларуси. Противостоять данному процессу А. Лукашенко не в силах. Он сделал все, чтобы ему не доверили новые энергетические коммуникации…
Востребованность Беларуси в современной внешней политике России всегда была четко ограничена рядом специфических функций. Однако с ликвидацией в ближайшие три года статуса важнейшего транзитера, роль Минска в выработке внешнеполитических концепций России откатится в пятый десяток, на уровень Литвы и Молдовы. Этот объективный процесс уже запущен. Так зачем Москве его тормозить?
Стоит напомнить, что месяц назад белорусский президент не стеснялся в выражениях в адрес российских властей. Он не посчитал нужным извиниться, призвав во время встречи с губернатором Ростовской области взаимно простить друг друга, что вряд ли устроило Москву. А.Лукашенко не имеет того внешнеполитического веса, чтобы претендовать на равноправную взаимность с Кремлем. Между тем, визит Д. Медведева в Минск официально подтверждал все оскорбления и критические замечания со стороны А. Лукашенко в адрес российского руководства и России. Визит президента России фиксировал «правоту» А. Лукашенко и его претензии на морально – нравственное превосходство над верхушкой российской власти. В этом смысле появление Д. Медведева в Минске должно было явиться важной как внутриполитической победой белорусского президента, так и внешнеполитическим успехом. Стоит напомнить, что два месяца назад Беларусь вступила в «новый ГУАМ» - европейскую программу «Восточное партнерство».
В Москве видимо учитывали, что объективно визит Д.Медведева будет способствовать росту авторитета А. Лукашенко в ЕС и США, как единственному на постсоветском пространстве лидеру, считающему, что он способен вынудить Кремль действовать по его сценарию. Во всяком случае, именно в таком качестве белорусский президент позиционирует себя, не забывая при этом выступать и в роли жертвы Москвы.
Кроме того, визит российского президента обеспечивал поддержку А. Лукашенко со стороны белорусского политического класса, демонстрируя возможности белорусского президента решать проблемы Белоруссии в Москве и способствуя возрождению среди населения и номенклатуры надежд на получение из России неограниченных и безусловных финансово-ресурсных дотаций.
Нельзя было учитывать и то, что Д. Медведева пригласили посетить Минск в годовщину террористического акта 04.07.08, который официально до сих пор не раскрыт. С учетом того, что теракт и не будет раскрыт при правлении А. Лукашенко, появление президента России на Минске в эти дни смотрелось бы, по меньшей мере, странно.
Есть еще ряд объективных факторов, говорящих о том, что контакты между руководствами России и Беларуси находятся в «грузинской» стадии. Отсутствие Д. Медведева на праздновании Дня независимости свидетельствует о том, что кризис в российско – белорусских отношениях не преодолен, его острота не спала, а только немного отступила с информационных фронтов. Стороны заняты уточнением позиций друг друга, глубокой разведкой тылов и союзников (для Минска это ЕС и США), перегруппировкой сил. С учетом того, что Д. Медведев не захотел играть роль парламентера, перемирие будет недолгим.
Андрей Суздальцев, Москва, 5 июля 2009 года, Politoboz.com.