Белорусские власти направили официальное письмо в правительство РФ с просьбой о кредите в $9 млрд не только на строительство белорусской АЭС, но и на создание необходимой инфраструктуры. Однако, решение о строительстве белорусской АЭС еще не принято, как и нет окончательной ясности в вопросе, какую станцию планируется строить в Беларуси.
"За подписью премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского на имя председателя правительства РФ Владимира Путина направлено письмо, в котором белорусская сторона просит рассмотреть вопрос о предоставлении кредита на $9 млрд на сооружение АЭС и создание необходимой промышленной, транспортной, жилищной инфраструктуры", - сообщил сегодня директор департамента по ядерной энергетики министерства энергетики Беларуси Николай Груша, слова которого цитирует Interfax.by.
"Белорусская сторона просит у России кредит на строительство АЭС в размере $9 млрд", - заявил в минувший четверг в Минске министр финансов РФ А.Кудрин.
Есть заявка на кредит, но нет решения
По словам белорусского чиновника, Беларусь с точки зрения ценообразования предпочла «партнерский вариант» тендерному – стоимость двух энергоблоков составит $6-6,5 млрд.
«Белорусская сторона настаивает на том, чтобы российская сторона также финансировала сооружение необходимой инфраструктуры, промышленной базы», - сказал Груша, отметив, что оставшаяся часть кредита пойдет именно на эти цели.
Он также сообщил, что государственная корпорация "Росатом" «обязалась до 15 июня предоставить нам на рассмотрение проект контракта» на строительство АЭС.
"Мы рассчитываем, что уже в сентябре мы подпишем… соглашение (о строительстве АЭС)", - сообщил Груша. - "В соглашении оговорены основные направления нашего сотрудничества, в том числе разработка, проектирование, строительство и вывод из эксплуатации атомной электростанции. В соглашении также речь идет о поставках ядерного топлива, обеспечении ядерной безопасности, радиационной защиты, подготовки специалистов".
"Соглашение о строительстве атомной станции в Беларуси мы договорились подготовить к подписанию в третьем квартале этого года, сроки сооружения - пять лет от первого бетона плюс год- полтора на подготовительные работы", - сообщил на прошлой неделе в Минске замглавы Росатома Александр Локшин.
Кудрин также подтвердил, что решение о строительстве белорусской АЭС пока не принято.
"Чтобы начать кредитовать, нужно убедиться, что эта станция будет построена, будут определены рынки сбыта электроэнергии и цена тарифа, которая позволит кредит вернуть", - сказал А.Кудрин.
Груша сегодня заверил, что решен не только вопрос о финансировании строительства самой станции, но и есть положительная реакция Росатома по вопросу финансирования создания инфраструктуры.
«Но "Росатом" - это еще не правительство России», - признал Груша.
Два или три?
Этот факт подтвердил и замглавы российской госкорпорации.
"В соглашении (о строительстве АЭС) условия финансирования пока не прописываются", - заявил Локшин.
Проблема не в сумме денег, которую запрашивает Беларусь. До сих пор нет ясности в вопросе, сколько блоков будет насчитывать белорусская АЭС, а точнее, на каких условиях будет осуществляться собственно само строительство и выделяться кредит.
Локшин вовсе не случайно в минувший четверг озвучил мнение, что будущая белорусская АЭС должна иметь 3 блока, подчеркнув при этом - для возможности осуществления экспорта электроэнергии.
Уже на следующий день Росатом разослал пресс-релиз, в котором еще раз попытался обратить внимание прессы на этот вопрос.
«Беларусь сможет значительно снизить потребление российского газа за счет строительства атомной станции на своей территории… …это будет возможно при условии, что вся вырабатываемая на первой белорусской АЭС и на других белорусских генерирующих мощностях электроэнергия обеспечивает внутренний спрос», - приводятся в сообщении высказывания первого вице-президента ЗАО "Атомстройэкспорт" Александра Глухова.
Явные намеки из Москвы на необходимость строительства 3-х блочной АЭС и заявления российских атомщиков на тему экономии газа позволяют высказать предположение, что одним из основных условий строительства АЭС в Беларуси будет использование вырабатываемой электроэнергии исключительно на внутреннем рынке с целью замещения потребляемых сегодня объемов дешевого газа. Россия дала понять, что не допустит очередной халявы: хотите экспортировать – стройте 3-й блок.
Площадки нет и денег нет
Возводить можно и три и четыре блока. Было бы место, но площадка до сих пор окончательно не определена. Фигурирующая в высказываниях чиновниках Островецкая площадка еще не готова принять первых строителей, поскольку еще не изучена в нужной степени. Потенциальную. Площадку до сих пор изучают геологи, в то время как сейсмологи и т.п. еще даже не приступали к каким-либо исследованиям.
Ситуация с экспертизой будущей площадки складывается не в лучшую для Беларуси сторону. Белорусские чиновники уж выслушали не одно нарекание со стороны МАГАТЭ по поводу того, что площадка до сих пор не изучена даже наполовину, в то время как выделенные на данные работы деньги уже почти все израсходованы.
В этой связи возникает ощущение, что белорусским властям позарез нужны $9 млрд., но уж никак не сама АЭС. Ведь, лучшее, что может белорусское правительство, - проедание внешних займов.