Год Дмитрия Медведева в кресле президента России не дал ответа на вопрос, последуют ли за сменой стиля перемены в политике.
Медведев вступил в должность 7 мая 2008 года после голосования, на котором большинство по рекомендации уходящего в премьеры Владимира Путина поддержало кандидатуру его протеже.
Путин стал премьером, и оба заявили, что будут править Россией в тандеме. С тех пор Путин лишь закрепился на первой строчке соцопросов о популярности российских политиков, а прочность дуэта стала предметом жарких дискуссий.
"Они хорошие партнеры, разделяющие взгляд на будущее России, но есть большие различия в их бэкграунде, манерах и подходах к решению проблем", - сказал один из чиновников в ответ на вал комментариев в СМИ и блогосфере по поводу неизбежного раскола в дуумвирате.
Разность обликов 43-летнего экс-профессора права и 56-летнего бывшего офицера КГБ со стальным взглядом очевидна.
Будучи президентом в 2000-2008 годы, когда Россия вернулась на мировую арену в качестве бурно растущей сырьевой экономики и заявила о масштабных политических амбициях, Путин сделал Кремль центром принятия решений в стране. Ни один важный вопрос не мог быть решен в обход президента.
На публике Путин любил продемонстрировать знакомство с деталями жизни граждан и проявить сентиментальность - например, послать новогоднюю ёлку ребенку из провинции или приказать проложить дорогу к отдаленной деревне. По его собственному выражению, президент в России "отвечает за все", и это соответствовало традиционным представлениям о роли кремлевского правителя.
Медведев начал с другого. Еще до формального избрания президентом он на встрече с губернаторами в качестве первого вице-премьера усомнился в том, что система, при которой "власть начинается в Кремле" является идеальной. Это сильно контрастировало с путинским имперским стилем.
Медведев, которому нынче приходится руководить в условиях тяжелейшего за десятилетие экономического кризиса в России, показывает, что менее склонен полагаться на личные предпочтения в назначении ключевых министров и меньше подвержен эмоциям, чем Путин.
Фирменные путинские "уличные" манеры подарили ему немало очков в глазах простых россиян. Медведев говорит словно на другом языке, профессионально жонглируя сложными правоведческими конструкциями.
Происходят вещи, в путинской России невероятные: министры схватываются в публичных дискуссиях по поводу вопросов, о которых оба национальных лидера уже ясно высказались. Сюрприз, но никто из спорщиков пока не уволен.
"Путин был своего рода русский царь, уверенный, что без его вмешательства Земля не продолжит вращаться", - сказал один из аналитиков, близкий к Кремлю.
"Медведев больше менеджер, который ставит на функционирование системы, а не персональную волю."
В отличие от Путина, который часто руководствовался эмоциями и в преследовании чеченских сепаратистов, и в охоте на проявивших аппетит к политике олигархов, Медведев выглядит в решениях куда более прагматичным.
Путин шарахался между заключением американского президента Джорджа Буша в объятья и обвинением Вашингтона в стремлении к мировому господству. Медведев смотрелся сдержанным на первой встрече с Бараком Обамой, которой предшествовали заявления сторон о желании "нажать кнопку перезагрузки" в отношениях.
Первый год Медведева отмечен также резким сокращением националистической риторики, гремевшей из Кремля.
Прокремлевские молодежные движения, чья апологетика жесткой руки и агрессивного патриотизма пугали российских либералов, сошли с политической сцены.
Медведев призвал усилить роль негосударственных организаций, многие из которых его предшественник называл политическими инструментами Запада.
"Медведев - постсоветский человек, которого, в отличие от Путина, не столь терзают воспоминания об унижении, которое испытала нация после коллапса СССР", - сказал аналитик.
Путин легко находил общий язык с генералитетом, обожал летать на истребителях и погружаться в океан в атомной подлодке. Медведеву комфортнее сидеть дома, перед ноутбуком и бродить по интернету.
"Свобода лучше, чем несвобода", - заявил он в одном из предвыборных выступлений, подняв тему, которая стала табу при Путине.
Означает ли смена стиля приготовление России к отступлению от путинского курса, который критики экс-президента называют удушением демократии, или это часть игры, которую затеял Медведев в стремлении изменить баланс сил в "тандеме"? Мнения разнятся.
"Медведев испытывает острую потребность в собственных базах влияния и партнерах. Медведев апеллирует ко всем слоям", - говорит Алексей Мухин из Центра политической информации.
Другие думают, что "новый стиль" был выработан в сотрудничестве с Путиным.
"Сам выбор Медведева означал, что Путин готов на определенную коррекцию стиля", - сказал Борис Макаренко из патронируемого Медведевым экспертного центра ИНСОР.
То, что происходит, "это либерализация... без радикального изменения институтов. Достаточно мягкая и постепенная".