Казахстан будет бороться с последствиям резкой девальвации национальной валюты административными методами: регулируя цены на продукты питания и лекарства и затрудняя экспорт топлива из страны. Непослушным бизнесменам власти уже грозят закрытием бизнеса.
На прошлой неделе Нацбанк Казахстана девальвировал курс тенге сразу на 25 процентов. За считанные дни после этого, по данным министерства индустрии, цены на основные продовольственные товары выросли на 2-12 процентов. После девальвации власти увеличили прогноз роста потребительских цен за этот год до 11,0 процента с прежних 9,0. В прошлом году инфляция сложилась на уровне 9,5 процента.
Борьба с ростом цен стала лейтмотивом заседания правительства Казахстана в понедельник.
"Соответствующим министрам поручаю - цены на продукты питания первой необходимости должны жестко стоять", - сказал подчиненным премьер Карим Масимов.
Стоять, по мнению властей, должны и цены на лекарства, которые "необоснованно" повысили владельцы преимущественно частных аптек страны.
"Будут приняты самые жесткие меры к тем, скажем так, бизнесменам, которые хотят заработать на спекуляциях. Если надо будет, то и половину (аптек) закроем, если надо будет, откроем государственные аптеки", - сказал министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев.
"Эти препараты (подорожавшие) были завезены в Казахстан до девальвации", - добавил он.
Заработать за счет девальвации не дадут и экспортерам топлива. В начале этого года Казахстан снизил пошлины на вывоз бензина и дизельного топлива почти в два раза, но теперь собирается вернуть их на прежний уровень.
"Предлагаем ее (экспортную пошлину на бензин и дизтопливо)... довести опять до $113 за тонну", - сказал глава агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев.
"У нас стали конкурентоспособными все наши товары в связи с девальвацией тенге. Им (производителям ГСМ) выгоднее продавать на экспорт, а надо ввести как защитную меру, чтобы внутренний рынок обеспечить", - добавил он.
Кроме наличия топлива на внутреннем рынке, власти хотят регулировать и цены на него.
"Что касается цены на ГСМ, то они не должны сейчас, в этот период, колебаться, в том числе, с помощью административного ресурса... Сейчас просто глухо надо цены держать через систему Казмунайгаза, есть такая возможность", - добавил премьер.
Государственная нефтекомпания Казмунайгаз имеет доли участия во всех трех нефтеперерабатывающих заводах страны.
Масимов велел "держать" цены на нефтепродукты до особого распоряжения.
Аналитики склонны считать жесткую риторику правительства "пиар-ходом".
"Ни к чему хорошему (искусственное сдерживание цен) не приведет, поскольку, если товар импортный, объективно цена на него вырастет", - сказал Ораз Жандосов из Центра экономического анализа "Ракурс".
"По-моему, они сами понимают, что все это, (что было сказано на совещании правительства), имеет характер психологического воздействия: успокоить народ, показать, что правительство занято делом, с другой стороны, напугать кого надо", - добавил Жандосов, возглавлявший в прошлом Нацбанк страны.
Премьер-министр также предложил министерству по чрезвычайным ситуациям рассмотреть возможность продовольственной интервенции из стабилизационных резервов, чтобы сбить цены, а министров обязал ежедневно докладывать о ситуации с ценами в стране.
"Девальвация показала, что фактически собственного производства в стране нет, - говорит Жандосов. - То есть, оно есть, но его очень мало... В среднесрочный и долгосрочный период надо заниматься диверсификацией, которую правительство обещало еще в 2003 году".