Где же я буду харчеваться?! (К-ф «Собачье сердце»)
Снятый в предвоенные годы по роману А. Толстого шедевр советского кинематографа «Петр I», в наши дни молодежью воспринимается в качестве реальной хроники начала XVIII века. В фильме имеется хрестоматийный фрагмент, красочно характеризующий расцвет феодализма: боярин, очнувшись от сна, совершает обход многочисленных мастерских, где крепостные ткут, шьют и вяжут. Осмотр сопровождается пожеланием «работному люду»: «Работайте, работайте, да Бога не забывайте».
Выступая на прошлой неделе на заседании в Национальной академии наук, белорусский президент высказался в подобном же боярском стиле: «Кризис пройдет быстро - за год-полтора. В этой ситуации не на баррикады надо идти, а перетерпеть, пережить, работая». «Перетерпеть», беззаветно «работая» и надеяться на лучшее, предстоит, естественно не А. Лукашенко, который перед Новым 2009 годом для пополнения своего гаража оплатил счет на 412 тыс. долларов США, купив Rolls-Royce Phantom Coupe. Автомобиль, стоит отметить, не просто престижный, а созданный предпочтительно для лиц звания благородного, с обширной родословной и вхожих в мировую элиту или, в духе противоречия, для шоуменов мирового класса. Во всяком случае, ни один из президентов постсоветского пространства, включая Россию, на Роллс- ройсах не выезжает. Только, по-моему, в гараже покойного "Туркменбаши" имелся собственный «Роллс-ройс». Первым и последний в истории СССР пользователь "Роллс-ройса" по должности был предсовнаркома В.Ленин.
«Претерпевать» кризис в салоне "Роллс-ройса", естественно, как-то веселее, чем в ржавом «Опеле», но с другой стороны каждый трудящийся республики , по идее, должен видеть будущий результат своего труда – наклепал лишнюю сотню тысяч пар часов «Луч» или ботинок «Белвест» - смело пересаживайся с женой и тещей на «Роллс-ройс». Кроме того, нельзя не отметить, что белорусский президент, считая себя «батькой» всего белорусского народа, все-таки думает о народной доле. Одновременно с покупкой шедевра английского автомобилестроения, А. Лукашенко своим распоряжением утвердил решение совета специального фонда президента по поддержке талантливой молодежи. Этим распоряжением глава белорусского государства выделил на финансирование расходов фонда просто сумасшедшие деньги: 297,255 млн. рублей или что-то около 102 тыс. долларов США. Примерно столько стоит обивка в облюбованном президенте «Роллс-ройсе». Из «обивки», т.е. денег фонда будут выплачены премии и стипендии лауреатам международных и национальных фестивалей и конкурсов и куплены музыкальные инструменты для для Поречской музыкальной школы Гродненского района, Стайской детской школы искусств Лепельского района и т.д. В общем, кому «Роллс-ройс», а кому баян. При этом белорусская пропаганда, не имеющая на постсоветском пространстве аналогов по уровню ханжества, кроме туркменского и грузинского вариантов, не забудет отметить социальный характер белорусского государства и заботу белорусского президента о развитии талантов у подрастающего поколения.
Сомнительно, что в очередях за валютой и импортным товаром, ставшими приметой белорусских городов в первой половине января, с одобрением встретили бы известие о расширении парка представительских авто в гараже президента республики. Но с другой стороны, стоит вспомнить, что не далее как в октябре прошлого года, белорусский агитпроп откровенно злорадствовал в отношении последствий кризиса в соседнем государстве – между прочим, партнере по строительству Союзного Государства: «… Минск выглядит островком если не покоя, то хотя бы здравого смысла: государство в свободное плавание банки не отпускало, предприятиям помогало и помогает, все социальные гарантии под контролем. Не оценить это невозможно, сравниваю панические мысли моих московских друзей: как свои же деньги с банковской карточки снять и проблемы минских подруг: какую кофейню на центральном проспекте выбрать для стратегического обсуждения личной жизни!» («СБ»,23.10.08). Автор этих строк, сомневается, что «подруги» в начале января продолжали носиться по Минску в поисках приличной кофейни.
Между тем, золотовалютные запасы республики, если ориентироваться на слова зам. председателя Национального Банка П. Каллаура (23 января), каждый рабочий день тают по 90 млн. долларов. Фактически, у Беларуси уже с конца ноября нет никаких золотовалютных запасов. Вместо реальных ресурсов у властей республики имеется график поступления кредитов: в феврале 1 млрд. второго транша российского кредита, следом или раньше деньги от Газпрома. Между прочим, почему-то, по словам А. Кобякова, выкуп очередных 12,5% акций «Белтрансгаза» от ОАО «Газпрома» должен поступить уже в феврале. Кредиты поставлены на конвейер…
Если кризис съедает по 2 млрд. долларов в месяц, то, по идее, белорусское руководство уже сейчас должно рыскать по свету в поисках денег на март. Справедливости ради, стоит отметить, что оно не сидит без дела. Стоит напомнить, что в ремесле попрошайничества официальный Минск не имеет себе равных…
В настоящее время, в преддверии нового цикла встреч на высшем уровне в Москве (30 января – 3 февраля) белорусскому руководству удалось сформировать широкий фронт лоббирования своих интересов. Исходя из главной задачи официального Минска – получение безусловной и неограниченной финансовой помощи со стороны России, белорусское руководство использовало свою традиционную тактику решения собственных проблем с российским руководством: пожелания официального Минска, заявленные высшими должностными лица РБ (А. Лукашенко, С. Сидорский, В. Семашко, А. Кобяков), вбрасываются в белорусские СМИ, но в качестве белорусских предложений, которые, как оказывается, уже «обсуждает» российское руководство или, хотя бы, принимает к обсуждению: « Москва воспринимает аргументы белорусской стороны» или «Минск услышан» и т.д. Не беда, что Москва, как правило, в данным момент имеет только косвенную информацию о новых «инициативах» белорусских властей: вторая очередь газопровода «Ямал – Европа», получение от России нового кредита в 100 млрд. российских рублей, ликвидация экспортной пошлины на вывозимую в РБ нефть, очередное обещание признать независимость Абхазии и Южной Осетии и т.д.
К моменту реального обсуждения возникших предложений Минск уже находится в стадии информационной кампании, при которой любые отказы со стороны Москвы воспринимаются, как нарушение «ранее достигнутых договоренностей», «отступления от идей российско – белорусской интеграции», «братских связей и взаимопомощи двух близких народов», и даже «предательство единственного союзника». Зачастую такого рода «инициативы» являются ни чем иным, как зондажем российских властей – «клюнут» или нет, а если «клюнут», то сколько удастся выловить на очередной «крючок».
Типичным зондажем является прозвучавшее на прошлой неделе заявление заместителя председателя Палаты представителей Национального собрания Белоруссии некого депутата В. Иванова (Москва, 21 января) о готовности 2 апреля признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Данное уверение сразу вызвало в Москве массу сомнений. Во-первых, в российской столице такого рода обещания из Минска слышали не в первый раз. В тоже время, 22 декабря А. Лукашенко уже все услышал из уст российского руководства о том, какой он на самом деле «единственный союзник». Сомнительно, что А. Лукашенко вдруг одумался. Кроме того, 2 апреля открывается вторая сессия белорусского парламента и технически сложно представить, что признание состоится в первый же день ее работы.
Кроме того, такого рода решения положено объявлять президенту, а не неизвестному депутату во многом символического парламента, что в прочем, говорит о степени реальной готовности официального Минска исполнить союзнический долг.
На самом деле, Минску просто срочно нужны деньги и желательно в форме авансов за будущее политическое решение. Беда только в том, что белорусские власти проторговались. Одно дело – признание независимости новых закавказских государств в сентябре, а другое дело - в апреле следующего года, в разгар глобального финансового кризиса. Дорога ложка к обеду…
К такому же зондажу необходимо отнести и надежды белорусских властей выцарапать из России 100 млрд. рублей на развертывание торговли энергоносителями за рубли. В комплекте с российским рублевым кредитом предназначенным, как отметил зам. премьера РБ А. Кобяков, «для того, чтобы заместить доллары и евро российскими рублями, естественно, нужны определенные кредитные ресурсы и, естественно, не по рыночным ценам», Минск требует не только больше 3 млрд. долларов, но и очередных снижений цен на энергоносители. При этом логика белорусской стороны поражает: кредит необходим «чтобы поддержать субъекты хозяйствования в Беларуси и России, которые имеют заинтересованность в сотрудничестве…» (А. Кобяков). Иными словами, дайте Минску кредит и он прокредитует российских поставщиков (!) - Россия должна предоставить Минску кредит, чтобы он прокредитовал Россию… Белорусские власти настолько привыкли жить за счет соседа, что они даже не вслушиваются, что говорят…
Видимо, исходя из логики белорусских властей, России проще перейти на поставки Беларуси газа и нефти бесплатно и при этом еще доплачивать за экологию.
Между тем, в российском руководстве не обсуждается вопрос о предоставлении Минску кредита в 100 млрд. российских рублей. Белорусский истэблишмент сам себе морочит голову. Со стороны это развлечение белорусских правящих кругов выглядит, по меньшей мере, неадекватно.
Белорусские должностные лица и государственные СМИ организовали на прошлой неделе невиданную по размах информационную кампанию по продавливанию в Москве проекта строительства второй очереди газопровода «Ямал – Европа». На самом деле Минск стремится по «горячим следам» использовать последствия российско – украинской газовой войны для продвижения проекта нового транзитного газопровода. В качестве аргумента утверждается, что в момент конфликта с Киевом, поставки газа через РБ увеличились на 40%. Это серьезный фактор, но он не имеет отношения к новым проектам газопроводов. Прокачали? Хорошо. Но не более…
Между тем, с 17 января белорусские СМИ неустанно повторяют, что упоминание белорусской делегации на энергетической конференции в Москве проекта «Ямал – Европа 2» «было услышано» в российском руководстве. 20 января в поддержку газопровода выступил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, за что особую благодарность от Минска получит вновь назначенный в Варшаву белорусский посол. 21 января в белорусских СМИ уже появилась стоимость второй очереди газопровода «Ямал – Европа» - 2,6 млрд. долларов. Строить, естественно, хочется белорусам, но за российские деньги, так что сумма очень примечательна. Но, видимо, в Минске поторопились… или опоздали.
Ведь никуда не денешь из истории отношений РФ и РБ российско-белорусские газовые конфликты и кризисы 2002 года, осени и зимы 2003 – 2004 гг., включивших февральское отключение республики от газоснабжения в наказание за откачивание газа из транзитного газопровода, тяжелый торг декабря 2006 г., кризис газовых платежей июля – августа 2007 г. Здесь же до конца не проясненная фабула сделки о продаже 50% акций «Белтрансгаза» - очередная ошибка руководства Газпрома, так как данная сделка совершенно Газпрому не нужна и ничего ему не дает в плане управляемости белорусской газотранспортной системы или ее контроля. В итоге, груз прошлых конфликтов и ошибок столь велик, что говорить о том, чтобы их повторить, не приходится. Белорусское руководство опоздало на 8 – 9 лет.
Тема о строительстве второй очереди газопровода «Ямал – Европа» в Москве не обсуждается. Ее просто нет. Минск, судорожно пытаясь выловить инвестиции, сам себя обманывает.
Зато постепенно продвигается тема строительства Белорусской АЭС. Торг о кредите на строительство еще впереди, но стоит отметить, что вопрос о подряде на стройку ядерной электростанции, естественно носит политический аспект. Строитель АЭС в небольшом государстве не только долгие годы после окончания стройки контролирует работу станции, поставляет топливо и забирает отходы, но косвенно контролирует немалую часть экономики страны, а, следовательно, и внутреннего политического рынка. Вопрос поистине судьбоносный. Но эта история еще впереди…
Естественно, Москва не может запретить Минску и дальше фантазировать о все новых и новых кредитах или солидных инвестиций, так как говорить о белорусской экономике уже не приходится. Страна полностью перешла на жизнь в долг.
Как-то незаметно и бочком Беларусь сползает в стадию несостоявшихся государств – европейская Малави с президентом на «Роллс-ройсе». Но это не очень заботит власти республики. Главное, чтобы соседи завидовали…
Андрей Суздальцев, Москва, 25 января 2009 года, Politoboz.com