Евросоюз должен ускорить переговоры о принятии Турции в свой состав, поскольку газовый кризис между Россией и Украиной усилил роль Анкары как будущего энергетического партнера Европейского союза (ЕС). Такое мнение высказал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу после встречи с турецким премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом.
По словам Ж.М.Баррозу, европейские граждане могут быть заинтересованы в "хорошем сотрудничестве (с Турцией) по энергетическим вопросам".
В свою очередь премьер Турции заверил, что его страна готова играть ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности Европы. При этом Р.Т.Эрдоган заявил, что Анкара осознает сопряженную с этим ответственность и не намерена использовать газовый транзит как политическое "оружие".
Отметим, что ранее Р.Т.Эрдоган пригрозил свернуть строительство газопровода "Набукко", на который Европа возлагает большие надежды, если Брюссель не разблокирует переговоры о вступлении Турции в ЕС. Этому вступлению активно противодействует Кипр, который, являясь членом Евросоюза, имеет с Турцией нерешенные территориальные проблемы.
Турция начала переговоры о вступлении в ЕС в 2005г. Брюссель и Анкара определили 35 направлений, по которым Турция обязалась работать для подготовки своего членства в Евросоюзе. Однако к настоящему времени для переговоров открыты лишь 10 из 35 блоков, поскольку ЕС недоволен ситуацией с демократическими правами в Турции и отношениями между Турцией и Кипром.
Евросоюз надеется, что газопровод "Набукко", который должен пройти через территорию Турции, уменьшит зависимость европейских стран от российского газа и действующих транзитных маршрутов. "Набукко" - проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км в обход России из Центральной Азии в страны Евросоюза, прежде всего в Австрию и Германию. Его проектная мощность - 26-32 млрд куб. м газа в год. Первая фаза строительства газопровода "Набукко" начнется в 2010г., вторая должна стартовать до конца 2014г.
По мнению экспертов, кризис с газовыми поставками, вызванный спором между Россией и Украиной, должен заставить европейцев активнее искать альтернативные пути получения топлива. Однако пока Европа не в состоянии отказаться от российского газа, удовлетворяющего до 30% ее нужд. Впрочем, в Брюсселе понимают, что Москва сделала все возможное, чтобы избежать срыва поставок, и что ответственность за ситуацию, когда европейские потребители оставались без газа целых 12 дней, полностью лежит на украинской стороне.