ВЭБ, выдавший "Русалу" 4,5 миллиарда долларов на рефинансирование кредита западных банков, привлекавшегося для покупки акций "Норникеля", получил в обеспечение госкредита и "Норникель", и "Русал", пишет газета "Коммерсант" в пятницу. Если владелец компании Олег Дерипаска не сможет расплатиться с ВЭБом, национализация угрожает не только ГМК, но и "Русалу".
Как рассказал источник издания, знакомый с протоколом заседания наблюдательного совета ВЭБа от 27 октября (тогда было принято решение о выдаче кредита "Русалу"), Олегу Дерипаске пришлось заложить и ключевые активы самого "Русала".
"Это акции "Русал Красноярск", "Русал Братск", "Русал Новокузнецк", "Русал Саяногорск" и СУАЛ залоговой стоимостью, покрывающей сумму основного долга по кредиту и процентам с учетом залоговой стоимости акций ГМК, - цитирует собеседник "Коммерсанта" протокол. - Олег Дерипаска также должен был дать личное поручительство до вступления в силу вышеуказанных залогов".
СУАЛ фактически перестал существовать в 2007 году, когда владельцы компании (группа "Ренова" Виктора Вексельберга и Access Леонарда Блаватника) договорились об объединении ее с "Русалом" и рядом активов трейдера Glencore. Принадлежавшие СУАЛу Иркутский, Уральский, Кандалакшский, Богословской, Надвоицкий, Волгоградский и Волховский алюминиевые заводы вошли в ОК "Русал".
Источник газеты в "Русале" заверил, что "блокпакета "Норникеля" было достаточно и больше ничего вносить не пришлось".
Однако один из членов наблюдательного совета ВЭБа утверждает, что активы "Русала" также заложены.
"Действительно, на момент проведения заседания совета 27 октября блокпакет "Норникеля" стоил всего 2,7 миллиарда долларов (с тех пор подорожал до 3,5 миллиарда долларов). Перечисленные в протоколе заводы "Русала" Дмитрий Смолин из "Уралсиба" оценивает в 7 миллиардов долларов", - пишет газета.
По мнению юристов, весь вопрос в том, как заложенные активы оценены - в условиях кризиса дисконт наверняка был приличным, а условия залога активов в ВЭБе могут быть истолкованы как продажа с отсрочкой платежа.
Источник "Коммерсанта", знакомый с содержанием протокола, добавляет, что в течение полугода акции "Норникеля" должны быть переведены в собственность "российского юридического лица".
В начале ноября "Коммерсанту" удалось ознакомиться с проектом договора, по которому бумаги должны в итоге оказаться у государственного "Роснефтегаза", которому принадлежит 75% акций "Роснефти". Однако источники в "Русале" уверяют, что в протоколе речь идет просто о переводе акций ГМК в Россию и это "юридическое лицо" будет принадлежать акционерам алюминиевой компании.
Еще одним пунктом протокола является обязательство "Русала" ввести представителей ВЭБа не только в совет директоров "Норникеля", но и в операционное руководство ГМК. ВЭБ имеет право рекомендовать двух топ-менеджеров для "Норникеля". Кроме того, в течение двух месяцев с момента подписания кредитного договора (о получении кредита было официально объявлено 5 ноября) представитель ВЭБа должен быть введен в совет директоров самого "Русала". Кто будет этим представителем, в ВЭБе пока не раскрывают.