Будущее белорусско-российских отношений покрыто весьма густым туманом несмотря на многочисленные заверения каждой из сторон, что дело Союзного государства живет и будет жить, а Беларусь и Россия останутся стратегическими партнерами чуть ли не навечно. Но Россия уже достаточно давно, особо не афишируя, отделила «мух от котлет» и начала обучать своего стратегического партнера условиям проживания в союзной коммунальной квартире, а заодно и правилам хорошего тона – дал слово, выполняй.
Процесс обучения протекал весьма прозрачно, хотя белорусская сторона обучалась неохотно и с завидной периодичностью пыталась изменить методику. Но благодаря или по вине кавказского конфликта и мирового финансового кризиса белорусская сторона решила подыскать себе нового репетитора с европейским опытом, что внесло свои коррективы в белорусско-российские отношения.
Текущее состояние этих отношений в весьма обтекаемой форме зафиксировал посол РФ в Минске Александр Суриков, затронув в своем интервью Интерфаксу наиболее болезненные для белорусской стороны темы.
Газ
Дипломат утешил белорусских чиновников тем, что цена на газ для Беларуси в 200 году может быть несколько ниже озвучиваемых ранее цифр, последняя из которых была 190 долларов США за тысячу кубометров.
«Вопрос цены на газ определен заключенным контрактом и меморандумом, подписанным двумя президентами. Но время работает на Беларусь. Снижаются цены на нефть, и мы вынуждены снижать базовые цены на природный газ… руководство Газпрома говорит, что цена на газ в Европе (в 2009 году) может быть сформирована в пределах от 350 до 400 долларов, а сейчас она выше… возможны досчеты, в связи с тем, что снижение цены на топливо отстает от снижения цены на газ. Таким образом, еще возможно снижение до 7%», - пояснил Суриков.
Это означает, что цена на газ для Беларуси будет в пределах 170-175 долларов США за тысячу кубометров.
Нефть
«В газовом вопросе время объективно работает на Беларусь, в нефтяном - против. Снижаются цены на нефтепродукты, а это доходы Беларуси от нефтепереработки», - сочувствовал Суриков, отметив, что в ближайшие два года Россия не планирует отказываться от экспортной пошлины при поставках нефти в Беларусь.
«Экспортная пошлина имеет искусственное происхождение - не выполнено соглашение второй половины 90-х годов о разделе таможенной пошлины на светлые нефтепродукты, выработанные из российской нефти, - напомнил дипломат. – «В 2010 году соглашение (от 2007 года, предусматривающее введение пошлины) прекратит свое действие, но вопрос останется - пошлиной придется делиться. После отмены пошлины облегчится ситуация в расчетах - предварительной оплаты не будет. Но деньги белорусская сторона будет возвращать, только после их получения».
В общем никакого пересмотра подписанных в конце декабря 2006 года – начале января 2007 года не будет. Россия, чем могла, тем помогла, в частности кредитом.
Кредит в 2 млрд. долларов
«Соглашение по кредиту, по условиям его предоставления подписано, и касается обоих траншей (каждый по 1 млрд. долларов). В соглашении указываются сроки выделения второго транша - конец февраля 2009 года», - заявил Суриков.
Однако, по его словам, для получения 2-го транша одних только союзнических будет недостаточно.
«(В соглашении) есть пункты, которые обязывают обе стороны к моменту предоставления второго транша разработать план мероприятий, которые бы позволили поднять конкурентоспособность обеих экономик. И в том числе там есть пункт о переходе в расчете за энергоносители на российский рубль», - отметил дипломат.
Расчеты в рублях
«Переход на российский рубль в энергорасчетах - это вполне соразделяемое желание обеих сторон. Но нужно еще разработать механизм этого перехода… Надо разработать стабилизационные подходы, чтобы у Беларуси было достаточно российских рублей и она могла бы без всяких проволочек рассчитываться», - заявил Суриков.
Он напомнил, что белорусская сторона уже заявила, что часть золотовалютных резервов должна быть в российских рублях, не исключив возможности подписания соглашений между Нацбанком Беларуси и Центробанком РФ, или между двумя Минфинами.
«Наша страна принципиально этот вопрос поставила. Но детальной проработки пока нет, как и ясного понимания перехода на российскую валюту во внешнеэкономических расчетах между участниками «рублевого пула». Надо синхронизировать девальвацию национальных валют», - сказал Суриков.
Неликвидный товар
Вместе с тем, по словам дипломата, основное «средство платежа» за кредит и дешевые энергоносители, которым располагает Беларусь, не устраивает руководство России из-за ненадобности. Речь не идет о возможности усиления российской военной группировки на территории РБ, несмотря на ожидаемое до конца года подписание соглашения о единой системе ПВО.
«Соглашение о ПВО - это рамочное соглашение. Оно объединяет существующие силы ПВО России и Беларуси на этом фланге. Соглашение не предусматривает размещение дополнительных вооружений, в том числе и ракет», - заявил Суриков.
Впрочем, подписание этого соглашение планировалось сделать на заседании ВГС Союзного государства. Однако, когда оно состоится, Суриков не уточнил.
«Думаю,.. в разумные сроки, но, разумеется, не в последний день декабря», - сказал он.
Суриков дал понять, что сегодня признание Беларусью независимости двух отколовшихся от Грузии регионов также является неликвидным товаром.
«Мы не связываем вопрос признания-непризнания Беларусью независимости Южной Осетии и Абхазии с процессом российско-белорусской интеграции. Это две совершенно разные плоскости. Беларусь, как суверенное государство, определяет для себя внешнеполитические приоритеты», - намекнул Суриков, что Москва хороша осведомлена о потугах белорусских властей на ниве поиска европейского репетитора.
«Россия поддерживает начало диалога Беларуси с ЕС», - сказал он.
«Некоторые послы стран-членов Евросоюза были против, говорили об отсутствии в республике демократии, нарушении здесь прав человека, о несвободе СМИ. Но, ведь, стоя на месте, никуда не уйдешь», - отметил дипломат, пояснив, что Москва не намерена препятствовать этому процессу.
В сухом остатке
В общем, Суриков четко разъяснил, что Москва намерена выполнять уже подписанные соглашения по нефти, газу и кредиту независимо от того, на какую сторону переметнется официальный Минск. Мол, делайте, что хотите. Россия не бросила и не намерена бросать застрявшего на перепутье союзника, однако помощь (кредит и дешевые энергоносители) будет ограничена жесткими рамками, обеспечивающими «конкурентоспособность обеих экономик». Но, что касается неких дополнительных шагов навстречу Минску, то судьба нерадивого ученика полностью в его руках и никакой репетитор из Европы ему не поможет.