Неделю назад Александр Лукашенко слегка приоткрыл завесу на коррупцию в высших эшелонах власти, поведав общественности об отдельных эпизодах жизни и деятельности белорусских чиновников, в частности высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов.
Белорусы узнали о «трудовых подвигах» прокурора Минской области Снегиря, замгенпрокурора Куприянова, замминистров МВД Беларуси Щурко и Филистовича, о неком белорусском миллионере Сидоровиче – бывшем совладельце бывшего нефтетрейдера SWE BEL Partner AB.
Бывший директор SWE BEL Partner AB Анатолий Зубовский попытался оправдать репутацию компании, разослав письмо в белорусские СМИ. Суть этого «чистосердечного признания» г-на Зубовского, скрывающегося непонятно от кого за пределами «страны для народа», заключался в том, что Александром Лукашенко манипулируют, подсовывая ему искаженные факты.
Очевидно, что бывший чин КГБ Сидорович, которого так защищал Лукашено не относится к разряду «белых и пушистых». Как утверждает Зубовский, «в декабре 2001 года г-н Сидорович по собственному желанию вышел из бизнеса и получил 40% всех активов холдинга, порядка 20 000 000 долларов США, в том числе: офис в Москве, полиграфическую фабрику в Санкт-Петербурге, фирму по ремонту нефтяных скважин в Тюмени, две квартиры в Москве, три квартиры в Минске, акции фирм на Кипре и в Австрии, завод по производству метизов в Литве и другие активы».
Однако, вряд ли можно считать «белой и пушистой» компанию SWE BEL Partner AB, осуществлявшей поставки нефти в самый расцвет белорусского нефтянного оффшора. В те годы белорусские оппозиционные эксперты утверждали, что белорусская экономика со дня на день рухнет, в то время как белорусское руководство снимало сливки с нефтянки.
Впрочем и сам Зубовский не из «простых белорусов». Как сообщает Белорусский партизан, Зубовский с 1984 по 1991 год возглавлял Мозырский НПЗ. После МНПЗ работал в АО "Славнефть"; являлся директором концерна "Славнефтепродукт". Зубовский был депутатом Верховного Совета РБ, когда ему предложили возглавить фонд «Наследие Чернобыля», заместителем его в фонде был Иван Титенков. Поработав несколько лет в фонде Зубовский и создал фирму "SWE BEL Partner AB" с бывшим офицером КГБ Сидоровичем.
Вылитая на свет Лукашенко история началась действительно не вчера и не полгода назад. Почти все случаи, упомянутые Лукашенко, относятся к 2007 году или более раннему периоду. Читая обвинения с листа, который «писари из администрации» даже не удосужились подкорректировать, Лукашенко, занимающий свой пост уже 14 лет, произнес фразу «13 лет президентства». Бумага готовилась давно…
Стоит вспомнить истории прошлого года – нападение на главу КГК Зенона Ломатя в Могилеве, уголовное дело на зятя Ломатя, который до сих пор сидит в СИЗО, уголовное дело на самого Ломатя, заведенное Генпрокуратурой.
Известный белорусский источник ОБС (одна бабка сказала) утверждает, что, назначив нового Генпрокурора, Лукашенко попросил его разобраться со всей этой историей. Генпрокуратура копнула и принесла Лукашенко дело на Ломатя, которое белорусский правитель положил в свой сейф. Но одно дело потянуло за собой еще целый шлейф - всплыли и другие эпизоды из жизнедеятельности белорусских чиновников.
Банка с пауками ожила. Ее обитатели начали суетиться и отчаянно кусать друг друга. Найти и разобраться, кто прав и кто виноват, не представляется возможным – у всех рыльце в коррупции. Победит тот, кто сильнее или ядовитее укусит своего противника, а не тот, кому в этой банке удалось остаться чистым и незапятнанным. Таких просто нет.
Неудивительно, что разоблачение, озвученное Лукашенко, и последовавшие поручения вызвали у многих негативную реакцию. Но не по той причине, что Сидорович, которого защищал в данном случае Лукашенко, обладает упомянутыми активами. А по той причине, что до сих пор свою должность сохранил глава МВД В.Наумов, который не мог не знать о внеслужебных подвигах своих двух замов. Кроме того, как утверждает Белорусский партизан, Наумов лично занимался распределением упомянутых Лукашенко на совещании земельных участков.
Почвой для негативной реакции стал и тот факт, что постройки на этих участках не отличаются роскошностью и дворцовостью, о чем говорят фотофакты, своевременно сделанные журналистами Народной Воли. А ведь Лукашенко ни словом не обмолвился о владельцах (высокопоставленных чиновниках) земли и замков в Дроздах, стоимость которых на порядок выше, чем в Ждановичах.
Лукашенко не только не прибавил себе имиджа очередным раундом борьбы с коррупцией, а напротив, мягко говорит ОБС, «облажался». Но что-то же подвигло его на столь откровенные речи перед прессой на совещании, которое действительно созывалось с другой целью – ситуация в стране на фоне кризиса.
С одной стороны именно из-за кризиса живность в банке зашевелилась: уже не кусают, а грызут друг друга – уж слишком снизились «трудовые» доходы «кураторов» приносящих живые деньги отраслей белорусской экономики. Но вряд ли только это могло стать поводом для того, чтобы Лукашенко рискнул слегка пролить свет на всю грязь в белорусских эшелонов власти.
ОБС говорит, что коррупционное разоблачение могло стать вынужденным шагом для Лукашенко. Истории о чиновничьем беспределе в Беларуси уже докатились до Европы, где вовсю обсуждаются «условия ведения бизнеса» в «самой привлекательной инвестиционной стране континента». И это неудивительно – любой инвестор, решивший узнать так ли все хорошо с инвестклиматом в Беларуси и прошедший через кабинет Лукашенко, что предполагает общение не только с белорусским правителем, но и с добрым десятком белорусских чиновников, начинает физически ощущать, в какое болото он умудрился стать одной ногой. Если учесть, что встреча с Лукашенко – это дорогостоящее развлечение, и отдельные инвесторы с кристально чистой историей происхождения своих средств выкладывают за «входной билет» чуть ли не 2 млн. долларов, то неудивительно, почему так мало в стране тех, кто рискнул окунуть в это болото вторую ногу.
Но байки о коррупции из белорусского склепа, которые ходят в Европе, - это полбеды. ОБС говорит, что размах коррупции в Беларуси вызвал даже удивлении в Москве. И на последних встречах Лукашенко с руководством стратегического партнера, Путин и Медведев не удержались от комментариев на эту тему, мягкими и настойчивыми просьбами «понудив» Лукашенко разобраться с тем, что у него происходит в Минске.
Эту просьбу Лукашенко не мог оставить без внимания – это ж не признание Южной Осетии и Абхазии. Но вопрос сегодня заключается лишь в том, насколько ответственно Лукашенко подошел к исполнению прозвучавшей рекомендации: расстелет на своем президентском столе подшивку номеров газеты «Советская Б..» и вывернет на него всю паучью банку или все уже закончилось известным совещанием.