Мост между Востоком и Западом, выгодное географическое положение, высокий потенциал для развития логистики – эти такие знакомые белорусскому уху и уже порядком поднадоевшие штампы неожиданно свежо прозвучали из уст турецких чиновников на первом бизнес-саммите «Шелковый путь», который прошел в турецком Трабзоне в октябре этого года. Говорили они, конечно же, не о Беларуси, а о Турции, однако во время докладов о принятой в Турции масштабной программе развития логистической инфраструктуры не давала покоя мысль о плагиате. Вот только кто у кого списал: Турция у Беларуси или Беларусь – у Турции? В связи с несколько разными масштабами и геополитическими положениями двух стран больше верилось во второе.
Нет, желание Беларуси стать крупнейшим логистическим центром в регионе, прописанное в отечественной программе развития логистики, конечно понятно. Когда страна не является особенно привлекательной в качестве основного потребителя или производителя какого-нибудь товара, то очень хочется заработать на том, чтобы открывать-закрывать двери для чужого товара. Тем более, что наше географическое положение теоретически это позволяет: с одной стороны – европейский рынок, с другой – практически бескрайний российский, да пара-тройка каких-никаких дорог в стране есть. Но ведь и объехать нашу страну не так сложно, тем более, что место назначения может лежать чуть выше или чуть ниже нашего не такого уж крупного транспортного коридора. И чтобы направить потоки через себя, чтобы по белорусским дорогам было ездить выгоднее и комфортнее, чем по всем другим.
Так как создать комфорт мы без глобальной программы не можем, то понятное дело, государство несколько лет приценивалось, анализировало и выдало на гора документ, в соответствии с которым в стране скоро тут и там появятся логистические центры, которые будут строиться по последнему слову техники с привлечением иностранных инвестиций. Правда, как это часто у нас бывает, программа уже нанесла определенный ущерб если не экономике страны, то имиджу точно. Реализация проекта строительству крупного транспортно-логистического центра в минском аэропорту, тендер на который выиграла в апреле уральская компания КМК-логистик может быть пересмотрен – заявили белорусские чиновники вначале октября, пояснив, что принятая в стране программа по развитию логистики предполагает несколько иные условия по строительству логистических центров.
Речь скорее всего идет о том, что в соответствии с программой, центры должны строиться с участием государства. Пока проект «завис», возможно в нем даже поменяется инвестор, но такими шагами Беларусь не приближает, а скорее отдаляет от себя перспективу строительства «моста» между востоком и западом.
Тем более, что «мостостроительством» активно занимаются и другие страны, имеющие в своем распоряжении куда более привлекательные географические и политические предпосылки. Например, та же Турция, омытая морями, и имеющая выходы на азиатские страны, является значительно более перспективным местом для строительства моста между востоком и западом, а также севером и югом, северо-востоком и юго-западом и т. д. И там, в отличие от Беларуси, активно приватизируются порты, вкладываются иностранные инвестиции в развитие железных и автомобильных дорог. Да и в политическом плане при всех противоречиях у Турции сегодня и с США отношения неплохие, да и тему присоединения к Евросоюзу еще никто не отменял. И пусть перспективы вступления в ЕС для Турции пока исчисляются возможно не годами, а даже десятилетиями, но у Беларуси такой перспективы не просматривается вообще.
В октябре в Минске прошел II Белорусский транспортно-логистический конгресс. Однако тональность этого бюрократическо-официального мероприятия заметно отличалась от живой дискуссионной обстановки в провинциальном Трабзоне. Да и бизнес-саммит в этом, считающемся на половину русском городе, стал лишь одним из мероприятий в целой серии форумов, посвященных не только логистике, но и в целом развитию экономики в условиях надвигающегося кризиса.
Различия в мерах, принимаемых руководством двух стран, соперничающих за право быть «мостом», гораздо серьезнее. Беларусь еще вначале сентября объявила войну импортерам. Турция, которая ничуть не меньше страдает болезнью отрицательного сальдо внешней торговли, тем не менее призывает страны Черного моря к созданию свободной экономической зоны с отменой каких-либо ограничений в торговле.
Цели и задачи, стоящие перед властями двух стран практически совпадают. Однако методы реализации слишком уж разняться. Время покажет, какая из стран первой выкарабкается из кризиса и соединит Восток и Запад – Беларусь, которая лишь открыла рот в диалоге с Европой или Турция, которой до Европы ничуть не ближе чем Беларуси.
Пока Беларусь явно проигрывает в этой гонке. И Лондонский инвестиционный форум вряд ли поможет сократить отставание, поскольку подобные мероприятия следует проводить у себя дома. Только так инвестор сможет реально, без чиновничьих преувеличений и официального пиара, увидеть страну и оценить потенциальные риски.