Сегодня зампредправления Белкоопсоюза Иван Маковский пожаловался, что из-за падения цен на дикорастущие ягоды на внешних рынках белорусские предприятия потребкооперации были вынуждены приостановить экспорт черники и брусники.
«Сегодня на внешнем рынке из-за мирового финансового кризиса происходит падение цен на многие виды сырья. Однако трудно было даже предполагать, что упадут цены на дикорастущие ягоды, которые всегда пользовались спросом у наших западноевропейских потребителей», - сказал Маковский. – «И пока цена на чернику на внешнем рынке не достигнет нормального уровня, продавать ее на экспорт мы не будем. У нас есть возможность переработать ягоду на собственных предприятиях».
Логика белорусского чиновника уникальна – поставим на внутренний рынок или вовсе заморозим ягоду в прямом смысле этого слова. Но ведь поставки на внутренний рынок придется осуществлять за белорусские рубли, которые сегодня никакой погоды властям не делают.
Дело в том, что цены упали не сами по себе, просто из-за кризиса. Цены упали из-за вызванного кризисом снижения потребительского спроса. Жители многих европейских и других зарубежных стран, знающие о кризисе не понаслышке, урезают свои расходы накануне более тревожного времени. Урезаются наименее значительные расходы, без которых может выжить и предприятие и гражданин.
Любой житель Запада спокойно проживет без черники и брусники, но вот белорусская казна не получит доход в иностранной валюте. С точки зрения сложившейся вокруг сальдо внешней торговли Беларуси ситуации отказ от экспорта звучит как некая акция саботажа, тем более, что деньги в белорусских рублях уже выплачены заготовщикам ягод. Поэтому, есть смысл идти на снижение цен и расширять торговлю, в том числе и экспорт, однако это может помешать выполнению прогнозных показателей.
Именно так и поступает ряд стран - снижает цены на экспорт. Но в Беларуси снижение цен является уникальным событием, а сокращение производства – и вовсе уголовно-наказуемым.
Но если чернику и бруснику можно пустить на внутренний рынок, то заставить на БелАЗах завозить товары в магазин, куда более сложно.
Дело в том, что БелАЗ, как утверждают компетентные источники, уже лишился около 70% заказов на поставку крупногабаритной техники в Россию. И в данном случае предприятие будет вынуждено работать на склад или резко сбрасывать цены за счет возможного сокращения штата предприятия, что категорические не допускается в стране.
И если банковскую систему Беларуси кризис затронул «опосредованно», то в предприятия реального сектора он только что пришел. Так, наблюдаются отказы от импорта белорусской мебели, от услуг белорусских программистов. Есть проблемы у БМЗ, Беларускалия, МАЗа, МТЗ, которые также предпочитают не сокращать производство, а работать на склад.
Между тем, аналогичные предприятия в странах-соседях, которые не сдерживает административное регулирование экономики, сокращают производство и цены. Последнее обстоятельство зачастую вынуждает белорусские предприятия отказываться от белорусской продукции в пользу дешевого импорта, что еще больше ухудшает ситуацию с отрицательным сальдо внешней торговли. Снизить цены на свою продукцию белорусские предприятия попросту боятся – это грозит невыполнением прогнозных показателей по объему выручки и перечисленных в бюджет налогов. Отдельные умные головы вместо того, чтобы попытаться хоть как-то урезать расходы, предпочитают требовать от МИД РБ антидемпинговых расследований.
Так на этой неделе МИД начал расследование в отношении поставок на белорусский рынок стеклосеток, производством которых в Беларуси занимается ОАО "Полоцк-Стекловолокно". Основными их поставщиками являются Китай, Россия, Германия и Польша
Где-то можно понять, когда предприятия сетуют на низкие цены импорта из-за оказанных предприятиям-производителям государственной поддержки со стороны своих правительств. Однако, вызывает недоумение, когда белорусское предприятие жалуется на низкие цены импортного товара произведенного в странах Западной Европы, где зарплата работников в несколько превышает белорусские оклады. А ведь нельзя и Китай упрекнуть в этом вопросе – уровень зарплат там значительно вырос за последние годы.
Да и кому нужна такая дорогая продукция белорусского предприятия, при использовании которой на выходе получается еще более дорогой готовый продукт, который вообще на фоне кризиса никто не купит.
Но само печальное заключается в том, что белорусские предприятия не имеют по сути даже полномочий на совместные действия (картельный сговор) со своими конкурентами, которые могут в хоть некоторой степени защитить их от дешевого импорта.
На фоне кризиса южнокорейские производители резко снизили цену на ПЭТФ – сырье для производства пластиковой тары. И потоки ПЭТФа хлынули в Россию, что вызвало недовольство основных производителей этой продукции. Руководители этих российских предприятий решили провести встречу и договориться о совместных защитных действиях – снижение цен или остановка продаж или сокращение производства, что позволит повысить цену. Для усиления эффекта хотели пригласить на сходку и руководство «Могилевхимволокно» - производителя ПЭТФ в Беларуси, чем вызвали хохот в Минске.
Кто-кто, но сегодня даже мысли нет, чтобы Могилевхимволокно снизило цены, не говоря уже о сокращении производства. Лукашенко долго раздумывать не будет. Кстати, южнокорейский ПЭТФ с доставкой из-за тридевять земель и растаможкой с уплатой НДС сегодня обходится в полтора раза дешевле.
И подобных примеров сегодня уже больше чем достаточно. Плановая или социалистическая экономика Беларуси не способна противостоять кризису, которому все по зубам – и черника с брусникой, и БелАЗы, посыпанные калийной солью.